Песнь первая.

Грудь пустая, макушка подвешена, таз опущен вниз.
Бедра подкручены, колени соприкасаются, пальцы хватают землю.
Плечи-локти опущены, передняя ладонь толкает вперед.
Глаза сосредоточенно смотрят в пасть тигра.

Первая песня содержит в себе требования к телу, необходимые для практики багуачжан. Имеют ли они конкретный прикладной смысл? Давайте посмотрим.

  1. «Грудь пустая». Грудь следует чуть втянуть, плечи подать чуть вперед – тем самым мы уменьшаем «площадь поражения» передней части корпуса.
  2. «Макушка подвешена». Зачем? С детства нас учат идти по жизни гордо, с высоко поднятой головой и мужественно выдвинутым вперёд подбородком. Тем самым подбородком, который так любят выцеливать наши друзья-боксёры. Если в таком «гордом» положении провести через тело человека воображаемую вертикальную ось – то она пройдет через точку, расположенную примерно посередине между линией роста волос и макушкой. Если же мы попробуем сделать так, чтобы воображаемая ось прошла через макушку, то что получится? Голова слегка наклонится вперед, взгляд будет чуть исподлобья, шея действительно вытянется-расправится, а главное — подбородок чуть втянется и опустится, прикрывая горло. Пояснять прикладную важность двух последних вещей, думаю, излишне.
  3. «Таз опущен вниз». Речь идёт об опускании центра тяжести для достижения большей устойчивости. Пояснять значение устойчивости в бою также полагаю излишним.
  4. «Бёдра подкручены». Тоже не особо сложно. Чуть скрученные внутрь бёдра – это азы правильной боевой позиции где угодно, в боксе, каратэ и т.д.
  5. «Колени соприкасаются». А это еще зачем? А затем, что в драке (или непосредственно перед ней) при виде расставленных ног возникает очень сильное желание ударить их обладателя хлёстом в пах, хоть эта техника и является неконвенционной. Колени же, сведенные вместе (это не означает «судорожно сжатые»!) затрудняют подобную атаку. Именно поэтому одним из наиболее используемых (и оригинальных) ударов ногами в багуачжан является «дяньтуй» — длинный линейный прямой удар носком ноги (обутой, как правило – иначе легко травмировать пальцы… хотя, вон, каратисты так голой ногой доски ломают). «Дянь» переводится как «точка» — то есть, это именно резкий, точный удар по конкретной небольшой мишени, рассчитанный на то, что колени у противника будут прикрывать пах. Используя молодежный сленг времен моей молодости, можно назвать этот удар «Нога – в точку!» (ну или «Нога-пуля» — если вспомнить популярный фильм тех же времен: «А я буду «Пуля», потому что – в цель» (с) ).
  6. «Пальцы хватают землю». Для выполнения этого требования необходимо: а) разуться; б) некоторое время не стричь ногти на ногах — это позволит надёжнее хвататься за землю. Если ногти начнут заворачиваться книзу — ничего страшного, так даже лучше: самые страшные когти — это крючковатые когти рысей и сов, из них не вырвешься.

Шучу. На самом деле речь идет всего лишь о повышении «коэффициента полезного действия» (он же — КПД) стопы за счет увеличения степеней свободы и включения в движение суставов пальцев ног и мелких мышц ступней. Отечественные ушуисты любят использовать термин «оживить стопы». Мне этот термин никогда не нравился: что значит «оживить»? А разве они уже умерли? И теперь их нужно омыть живой водой? Так ведь она — не самый доступный товар на нашем рынке… В общем, как я уже сказал, речь идёт о дополнительной проработке стоп с целью повысить устойчивость наших позиций и перемещений. В качестве аналогии вспомним братьев наших меньших — обезьян, которые одинаково успешно держат бананы хоть руками, хоть ногами. Догнать обезьян по качеству двигательных характеристик мы, конечно, не сможем — но эффект будет.

  1. «Плечи опущены». Поднятые плечи, как правило, ведут к перенапряжению и закрепощению мышц плеча и спины (которые в этом случае нельзя качественно вложить в удар) и к сковыванию дыхания. Поэтому плечи следует опустить и расслабить. С мест, конечно же, могут поинтересоваться — а как это стыкуется с техникой бокса, где принято подниманием плеча защищаться от ударов? Да нормально всё стыкуется. Расслабленное плечо можно быстро, элегантно поднять — и так же опустить. Увидел летящий кулак — прикрылся, и опять опустил.
  2. «Локти опущены». Локти не только опущены и расслаблены, но еще и «подвешены» — они не касаются корпуса, они «парят» на небольшом расстоянии от тела (чтобы мощный удар противника не вмял наш локоть в наши же рёбра — бывает и такое).
  3. «Передняя ладонь толкает вперед». Представим себе, что ладонью как будто толкаем что-то вперёд, мягко, сильно и упруго — это и будет то, что нужно. Передняя рука при этом выпрямлена (ну, чуть согнута в локте, конечно же).
  4. «Глаза сосредоточенно смотрят в пасть тигра». Это, конечно же, неправильно. В схватке с тигром следует смотреть не в пасть, а в район его солнечного сплетения. Остальные же части тигра при этом необходимо контролировать периферийным зрением.

Опять шучу. «Пасть тигра» или по-китайски «Ху коу» — это округлое место между большим и указательным пальцами вытянутой вперед ладони. Речь здесь идёт даже не столько о направлении взгляда, сколько о его качественных характеристиках — смотрим зорко, внимательно, уверенно. Образ «пасти тигра» нам не особо близок — есть образ получше. Какой? Ну конечно же — «Смотреть на мир через прицел»!

 

Продолжение следует…

старший инструктор РСОО ПРБИ «Тойквай»,
А. А. Норинский.

36 песен багуачжан. Часть 0: Вместе весело шагать…
36 песен багуачжан. Песнь 1.0: Тело в дело.
36 песен багуачжан. Песнь 2.0: Руки крюки…
36 песен багуачжан. Песнь 2.1: Руки крюки и ножи.
36 песен багуачжан. Песнь 3.0: Ходит песенка по кругу.
36 песен багуачжан. Песнь 3.1: Баланс.

Вас заинтересует \ Related posts