В книге «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» «Rentan Goshin Toudi Jutsu» 1926г всего 6 бросков

1. Нэдзири-таоси — 捻倒

2. Кусарива — 鎖環

3. Тани-отоси — 谷落

4. Яри-дама — 槍玉

5. Куби-ва — 頸環

6. Нодо-осаэ — 咽抑

и в предыдущей статье мы их осветили, но интересно сравнить эти броски, а также посмотреть вариант броска (каэтэ) Нодо-осаэ. Фотографии подписаны (название приема и год издания книги) и  открываются в больших размерах после того как вы по ним кликните мышкой. Курсивом отмечен текст Фунакоси, а мои комментарии обчным текстом. Вкусные вещи мы отметим, но рассматривать их мы будет в следующих статьях.1. Нэдзири-таоси –捻倒 «сваливание выкручиванием руки» Нэдзири-таоси2      Нэдзири-таоси

«Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой. Отбейте удар блоком ура-укэ («блок тыльной стороной руки») правой рукой, одновременно схватите (цукаму) руку противника в области локтя своей левой рукой и, с отшагом правой ногой назад, скручивая руку вокруг продольной оси (нэдзири; говоря современным анатомическим языком – супинация), опрокиньте противника плашмя (таоси) на землю (на фото показана именно эта фаза броска). Этот бросок является вариантом применения (каэтэ) блока ура-укэ в ката Найханти сёдан.»

 На фото вроде один и тот же бросок, но в старом варианте (1922 г.) этот бросок выполняется продольным усилием и подстраховывается возможностью подножки, а в варианте 1926 г. усилие на руку идет поперек и нога выполняющего бросок болевым не заступает спереди ноги бросаемого, что, в свою очередь, уменьшает контроль над противником.

Понятно, что это базовый бросок имеющий различные вариации, но по моему мнению этот вариант сваливания болевым не самый лучший, но самый простенький. Его проблема в контроле локтя атакуемой руки, мы стараемся проводить его в варианте 1922 г., т.к. продольное усилие позволяет вогнать противника в землю, а наша заступающая нога не дает противнику убежать. Из-за характерного продольного усилия этот прием получил короткую образную «кличку» — «лопата». По сути, чужая рука для вас становится рукоятью лопаты, которой вы копаете землю.

Очень часто захват ладонью срывается и вам приходится переходить на поперечное усилие или включать в работу очередной вариант. В формах Какиэ эти варианты прописаны и боец нарабатывает свободу переходов с одной формы на другую. Эти варианты мы рассмотрим в следующей статье.

2. Кусарива – 鎖環«кольцо из цепи» Кусарива2       Кусарива

«Ваш противник наносит вам обеими руками прямые тычковые удары, метя в лицо. Отведите удары блоком верхнего сектора (дзёдан-дэ укэ), скачком (тобикондэ) приблизьтесь к противнику вплотную, обхватите руками ноги противника кольцом (удэва) и бросьте его (на фото показано положение, из которого последует обхват ног). Этот бросок является вариантом (каэтэ) применения одного из элементов ката Бассай.»

Конечно, мы можем найти идиота, который готов нас ударить сразу двумя руками, да и еще по голове. Но если мы сравним фото, то увидим интересный момент: на фото 1922 г. вполне возможно, что выполняется защита от удара, а вот на фото 1926 г. это 100% защита от захвата, т.к. предплечье мастера лежит на сгибе локтя противника. Такое положение не позволит эффективно защититься от удара, т.к. локоть позволяет обойти такую защиту, а вот защита от захвата в районе локтя – это то, что доктор прописал, да и последующий бросок подхватом двух ног является чуть ли не визитной карточкой ММА.

Есть формы когда толкают головой, но мы эту форму применяем редко, т.к. большая вероятность и шею свернуть и попасться на контрприем удушением. Мой сэнсэй, Мычак С. В., еще в 1988 г. предупреждал о такой опасности, но как форму (с ударом головой) показывал, т.к. и такой вариант имеет место быть.

Подробнее мы разберем данный прием в следующей статье.

3. Тани-отоси – 谷落 «сброс в долину» Тани-отоси2     Тани-отоси

«Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой. Отведите удар блоком верхнего сектора (дзёдан-дэ укэ) правой рукой, скачком (тобикондэ) приблизьтесь к противнику вплотную, обхватите туловище противника обеими руками, заведя их по кругу сбоку ему за спину, резко вырвите его вверх, переверните вниз головой и швырните (нагэсутэ) на землю. На фото показана именно эта фаза броска.»

Именно про этот бросок Фунакоси писал, что он достаточно спорный в плане универсальности.

С точки зрения исполнения этот бросок силовой, и помещен здесь как вариант выхода из ситуации, когда не получился бросок Кусари-ва. Вы в плотном обхвате с противником, но он или сбил вашу руку или вы лажанулись и не смогли прихватить противника, именно тогда вы перехватываетесь и проводите прием Тани-отоси.

Лично у меня этот прием чисто выходит только на демонстрации, в остальных случаях противники цепляются в меня всеми конечностями и не дают себя швырять на землю вниз головой. Чаще всего они падают на бок, и я знаю что делать с ними дальше, но об этом в другой статье.

4. Яридама – 槍玉 «Проткнуть шар копьем» Яридама2       Яридама

«Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой, метя в лицо. Используя движение противника, захватите (цукаму) его левой рукой изнутри и одновременно просуньте правую руку снизу ему между ног, поднимите противника вверх и, перевернув вниз головой, бросьте его отвесно (сверху вниз), словно протыкая шар копьем. На фото показана именно эта фаза броска.»

Этот прием не так сложен, как его описание, но требует отличного чувства времени (хёси) и дистанции (маай). Прием работает или на формах ои-цуки или в ближнем бою. Ответ на этот вопрос в следующей статье.

5. Кубива – 頸環 «Кольцо вокруг шеи» Кубива       Кубива2

«Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар рукой. Используя его движение, отбейте его удар снаружи расположенной сзади (гяку-ни) правой рукой, затем, скользнув блокирующей рукой вдоль руки противника, обхватите ею его шею, подставьте подножку (аси-о какэ), левой рукой захватите пояс противника и сильно рваните его голову к себе – ему за спину и вниз. На фото показано положение, когда противник вот-вот упадет.»

На фото 1922 г. вероятнее обхват подмышкой, т.к. рука противника торчит слишком высоко, вероятно поджатая вверх рукой мастера. А на фото 1926 г. все как описано. Хочу отметить, что не особо важно как вы скользнете блокирующей рукой, сверху руки противника или с низу, подмышку. Просто скольжение сверху оправдает название приема «Кольцо вокруг шеи», а вот бросок получится в любом варианте, правда продолжить придется по-разному. В одном варианте вы можете перейти на контроль удушением, а в другом болевым.

Но об этом в следующей статье.

6. Нодо-осаэ –咽抑«Сдавливание горла»Нодо-осаэ       Нодо-осаэ2

«Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой. Отбейте его удар своей расположенной сзади (гяку-ни) правой рукой, тут же перехватите руку противника своей левой рукой (укэ-каэ), а правой, скользнув вдоль правой руки противника, схватите (цукаму) его горло. На фото показан момент, когда я вот-вот свалю противника.»

Ну, здесь только слепой не увидит разницу в фото. В книге 1922 г. показана защита от руки, а в 1926 г. – от ноги. Хочу отметить, что нет четкой регламентации каким блоком нужно отбивать и как перехватывать  и это правильно, т.к. в бою не будет именно такого движения.

Также хочу отметить, что здесь в полную силу работает принцип «Каратэ ни сэнтэ наси, каратэ ва сэнтэ нари» — в «Каратэ не нападают первым, в каратэ бьют первым». Мастера считают атакой\нападением не удары руками или ногами, а мысль, намерение напасть, когда изменяется взгляд противника перед атакой. Нодо-осаэ нужно проводить решительно, с шагом вперед, одновременно с атакующим, а еще лучше раньше него. Но об этом в следующей статье.

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай», Павел Николаевич Пискун

1. Бросковая техника каратэ. Часть 1. «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г.

2. Бросковая техника каратэ. Часть 2. «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» «Rentan Goshin Toudi Jutsu» 1926г.

3. Бросковая техника каратэ. Часть 3. «Каратэ-до кёхан» (Karate-do Kyohan») 1935 г.

4. Бросковая техника каратэ. Часть 4. Ката и кумитэ.

5. Бросковая техника каратэ. Часть 5. Госиндзюцу, самооборона.

Вас заинтересует \ Related posts