На днях в очередной раз увидел утверждение «Багуа предназначено для ближнего боя». Привычно поморщился: тема старая, из головы выдуманная, объективными данными не подтверждаемая – но при этом имеющая определенное число сторонников.

Один мой старый дружище, время от времени, раз за разом просит прислать ему текст сорок шестого из «48 методов багуачжан», который называется «Запрет захватов»:

«В багуачжан захваты не жалуют.
Врага прихватил — но и сам увяз.
Дружки его подоспеют – мало не покажется.
Быстро вошел, быстро вышел — вот это правильно».

Мой друг не оставляет мысли найти в песне косяки перевода. Он борец, он любит захваты и броски. Ему не нравится, что в багуачжан хватать не рекомендуют.
Но если задуматься – то проблема оказывается гораздо шире. За последние годы среди людей, интересующихся боевыми искусствами, сложилось устойчивое мнение: самые лучшие, самый эффективные стили – те, которые предназначены для боя на ближней дистанции.
Но так ли хорош ближний бой? Именно в ближнем бою можно продемонстрировать максимум самых разнообразных рукопашных умений. Да чего уж там! Вслушаемся в эти слова: «ближний бой», «бой на критической дистанции», «клоуз комбат», «инфайтинг». Звучит брутально, максимально жёстко и бескомпромиссно. А бой на дальней дистанции как называется по-английски? «Аутфайтинг». Какое-то занятие для аутистов, органически неспособных входить в контакт (особенно – в близкий контакт!) с окружающими.

Так ли безусловно хорош ближний бой? И так ли плоха дальняя дистанция?

Рассмотрим эти вопросы на примере знакомого мне багуачжан (с которого, собственно, и начался разговор), следуя принятой в нашей ассоциации Тойквай схеме «От техники – через тактику – к стратегии».
Итак, техника:

Часть 1. ДУН.

Есть простое и общеизвестное правило (о котором, тем не менее, то и дело забывают поклонники традиционных боевых искусств): «Не человек для техники, а техника для человека». Оно означает, что технические действия должны подбираться индивидуально, в зависимости от физических данных конкретного человека. Нельзя шаблонно подходить к обучению одной и той же технике. Двухметрового доходягу и плотного, короткорукого коротышку учат немного по-разному, т.к. то, что будет прекрасно работать у одного – из рук вон плохо будет получаться у второго. При одних и тех же базовых техниках –  их тактическое использование у этих двух людей будет отличаться.

Что мы можем сказать о физических данных основателя багуачжан Дуна Хайчуаня? Несмотря на то, что фотографий Дуна не существует, а портрет сохранился всего один – тем не менее, мы достаточно точно знаем, как именно он выглядел. Откуда? Дело в том, что во времена Великой культурной революции в Китае (1966-1976 г.г.) кладбище, на котором изначально был похоронен Дун Хайчуань, хунвэйбины раскатали под ноль. Поэтому в 1981 году тело Дуна было перенесено на новое место, в западной части Пекина (там же были установлены памятники и стелы, на фоне которых так любят фотографироваться поклонники багуачжан со всего света – у меня тоже такие фотки есть). Вот – именно тогда всё и рассмотрели.

Итак: Дун Хайчуань был человеком высокого роста, широкоплечим (в двухмерной проекции – квадратным, а в 3D – похожим на крепкий дубовый бочонок), с очень длинными, мощными руками.

А теперь – внимание, вопрос: зачем человеку, имеющему такое телосложение, лезть в ближний бой? Любой тренер по боксу уверенно ответит – абсолютно незачем! Преимущество высокого роста и длинных рук в том и заключается, чтобы «расстреливать» противника с безопасной дистанции, не давая тому подойти ближе и попытаться войти.

И считать, что Дун, обладая такими ТТХ, вдруг взял и создал для своих учеников (не иначе, по доброте душевной) стиль ближнего боя – это как минимум неразумно. Напротив – анализ базовой техники и тренировочных упражнений показывает, что в багуачжан очень большое значение придаётся именно «аутфайтингу». Зачем нужно оседание на заднюю ногу? Это +10 сантиметров к отклону. Зачем при ударе рукой нужно отрывать пятку задней ноги? Это +10 сантиметров к длине удара. Зачем бить не кулаком, не ладонью, а – пальцами? (А ведь именно «чуань», укол пальцами, является «визитной карточкой» багуачжан). Потому что это – еще +3-5 сантиметров к длине удара рукой. А использование в работе ног удара «дяньтуй» (колющий удар носком — не голой ноги, а ботинка, конечно же)  точно так же добавляет +10 сантиметров к удару ногой, по сравнению с привычным ударом пяткой.

Правда, есть проблема: пальцы – вещь довольно хрупкая. В багуачжан есть, конечно, упражнения на правильную постановку пальцев (кстати, не имеющие ничего общего с втыканием пальцев в песок, гравий и, прости Господи, железные опилки). Есть и правила применения уколов пальцами в бою (просто не надо бить ими по лбу и прочим твёрдым предметам – на теле противника вполне достаточно уязвимых мягких мест). Но всё равно – риск повредить пальцы есть всегда. Можно ли свести такой риск к минимуму?
Да легко: надеваем на пальцы «паньгуанби» («кисти академика») – техника никак не меняется, пальцы не страдают, а рабочая дистанция увеличивается еще больше.

Люди, знакомые с одним из старших представителей Лянши багуачжан, Ма Чуансюем, рассказывали, что у «старого Ма» при демонстрации «пальцевых техник» однозначно прослеживается, что, случись что – не пальцами он будет работать, а теми самыми «кистями ученого» (ну или любыми яварообразными предметами, так уважаемыми в нашей ассоциации Тойквай).

Ну а что делать совсем уж низеньким и короткоруким (были, были такие люди в багуачжан – и до сих пор встречаются)? Об этом мы поговорим в следующий раз.

продолжение следует…

старший инструктор РСОО ПРБИ «Тойквай»,

А. А. Норинский.

Часть первая. Дун\техника.
Часть вторая. Апгрейд\тактика.
Часть третья. Самооборона\стратегия.

Вас заинтересует \ Related posts