24М

Архисложная задача — достичь консенсуса с самим собой  при гигантском выборе альтернатив, — подумала блондинка, критически осмотрев свой гардероб .

Изначально каратэ было разработано для ближнего боя. Об этом говорит базовая техника каратэ . Стоит взглянуть на промежуточные положения при атаках или защитах, на базовый полулунный шаг, акцент на кайтен (движения бедер), на тактические и стратегические предпочтения в ката, на структуру кихона и сразу видны противоречия спортивного каратэ и традиционного. Каратэ — это инструмент для решений специфических задач. Функция каратэ — рукопашный бой без оружия (японская интерпретация иероглифа «каратэ» – пустая рука) по китайской методике (окинавская интерпретация иероглифа «каратэ» — китайская рука).По легенде, в каратэ сплелись стиль «Черного Тигра» (по другой версии это был шаолиньский стиль Кулак архата, Лохань-цюань), как наиболее жесткий, прямолинейный и силовой, использующий принцип Ё; и стиль «Белого Журавля» (Байхэ-цюань), использующий уходы, отводящие защиты и хлесткие удары, основанный на Ин принципах.

Ин – Ё

Скорость – Сила

Сухожилия – Мышцы

Вдох – Выдох

Импульс – Структура

Высокие стойки – Низкие стойки

Мобильность – Устойчивость

Мягкость – Жесткость

Журавль – Тигр

Тай-сабаки – Ирими

Вот что пишет Фунакоси Гитин в своей книге «Рюкю кэмпо каратэ » (1922).

«В сравнении с дзюдзюцу – «мягким искусством» — каратэ – искусство, сочетающее «жесткость» (го) и «мягкость» (дзю). Поэтому, хотя в каратэ применение бросков (нагэ-вадза) или сваливаний (таорэ-вадза) и не является основной целью, применение «мягких» приемов в сочетании с «жесткими» является особым пластом этого искусства, ведь «жесткость» существует только тогда, когда существует «мягкость». Бесспорно, есть своя прелесть и в способности умело и к месту и ко времени применять «мягкие» и «жесткие» приемы, учитывая силовые возможности противника.»

В современном каратэ что-то потерялось…

У соседа Ян Чжу пропал баран. Он не только послал на розыски всех своих домочадцев и слуг, но еще попросил в подмогу людей у Ян Чжу.

— Зачем тебе нужно так много людей для поисков одного барана? — спросил его Ян Чжу.

— На дороге много развилок, — ответил сосед.

Когда люди вернулись, Ян Чжу спросил их:

— Ну как, нашли барана?

— Нет, не нашли.

— Почему же?

— После каждой развилки на дороге еще одна развилка. Мы не знали, по какой дороге ушел баран, поэтому вернулись.

Ян Чжу очень огорчился такому ответу, надолго замолчал и за целый день даже ни разу не улыбнулся. Ученики очень удивились этому и спросили его, что было тому причиной:

— Баран — скотина дешевая, да и не ваш он был . Отчего же вы перестали говорить и улыбаться?

Ян Чжу ничего не ответил, и ученики так ничего и не поняли, а ученик по имени Мэн Суньян вышел и рассказал об этом Синь Ду-цзы. На другой день Синь Ду-цзы вместе с Мэн Суньяном пришел к Ян Чжу и спросил его:

— Однажды трое братьев странствовали в Ци и Лу. Они учились у одного и того же учителя и вернулись домой, познав досконально учение о человечности и долге. Отец спросил их: “Что вы можете рассказать мне о человечности и долге?” Старший брат ответил: “Человечность и долг велят мне беречь себя , а потом уже заботиться о славе”. Средний брат сказал: “Человечность и долг велят мне искать славу, даже пренебрегая своей жизнью”. Младший брат сказал: “Человечность и долг велят мне заботиться и о своей жизни, и о славе”. Все трое учились у одного учителя, а понимание у каждого было свое. Кто же из них был прав, а кто заблуждался?

В ответ Ян Чжу сказал:

— На берегу реки жил перевозчик, который привык к воде, отлично плавал и управлял лодкой. Перевозя людей, он получал так много денег, что мог прокормить сотню ртов. К нему, неся с собой корзинки с едой, приходили учиться множество людей, но чуть ли не половина учеников тонет. Они приходили, чтобы научиться плавать, а не тонуть. Выходит, то, что одному приносит большую пользу, многим приносит огромный вред.

Синь Ду-цзы промолчал и вышел вон, а Мэн Суньян стал его укорять:

— Зачем ты задал такой темный вопрос? И почему учитель ответил так же странно? Я ничего не понимаю!

— Наш сосед потерял барана на большой дороге потому, что на ней было много развилок, — ответил Синь Ду-цзы. — Ученики перевозчика лишились жизни потому, что в учении много сторон. Корень учения один, но ветви его отстоят далеко друг от друга. Чтобы не погубить себя и вернуть себе потерянное, нужно вернуться к общему корню. Как прискорбно, что ты, состарившийся в его учениках, не мог понять его рассказа!

Так и в каратэ , увлекаясь развитием одной из сторон, мы теряем из виду изначальную цель, общий корень этого боевого искусства.

Каратэ в Японии стало систематизированной наукой, ремеслом, которому можно научиться. Но единого каратэ нет, есть единые принципы, и для каждого мастера каратэ открывается с новой стороны. Основываясь на единых принципах, мастера приходят к каратэ разных форм и стилей. И это многообразие создает тот лес, за которым не видно деревьев.

Известно, что каждое направление БИ, каждый стиль — это тактическое решение поставленной задачи при помощи техники. Если мы взглянем на технику, а точнее на способы вложения тела в удар, то сразу поймем, какова тактическая основа каратэ , и нам станут более ясны его корни.

Я перечислю способы оптимального вложения тела в удар в зависимости от дистанции.

1. Опускание центра тяжести (подседание) — ближняя дистанция, чика-ма

2. Вращение бедер — ближняя и средняя дистанция, чика-ма и учи-ма

3. Возвратно-поступательные движения (перемещения ЦТ в пределах стойки, маятник) — средняя дистанция, учи-ма

4. Наклон корпуса вперед — средняя и длинная дистанция, учи-ма и то-ма. (Используется как компенсация при ударе и досыл удара при попытке противника отшатнуться. В самостоятельном виде не практикуется и является грубейшей ошибкой при расчете дистанции, но имеет место в базе Вадо-рю и некоторых иных стилях.)

Работа на дальней дистанции предполагает комбинирование вышеизложенных способов.

Например, удар с шагом или ирими — это 1-й и 3-й способ. Уход тай-сабаки — 2-й и 3-й.

В Сетокане работа на длинных дистанциях, то-ма, предполагает использование всех компонентов.

Исходя из вышесказанного и всем известного, как «дважды два», способа вложения в каратэ (а это кайтэн, вращение бедер) мы делаем предположение, что основная дистанция, под которую заточено каратэ — это средняя и ближняя, учи-ма и чика-ма.

Старое окинавское традиционное каратэ , как зеркало Снежной Королевы, разбилось на три больших куска и множество мелких, и разлетелось по миру. Кому-то осколок попал в глаза, и они видят только внешнюю сторону каратэ: крепких и решительных парней умеющих красиво исполнять техники. Кому-то осколок попал в мозг, и они думают, что каратэ это сугубо прикладная система для доминирования над людьми: наращивай мясо, лупи макивару, подавляй своей мощью, вот их кредо. Другим попал сердце и они чувствуют, что каратэ это инструмент для взращивания духа, накопления жизненной силы, поддержания здоровья.

Три больших куска это:

1.Спорт.

Главное – это победить, переиграть противника, получить признание своей силы, скорости, ловкости. Для спортсменов Тэн-но-ката нужна, я так выиграл соревнования, иппоном. В начале спарринга входил в противника и выносил его. Но так не всегда бывает, а только если атакуют достаточно решительно, когда нападающему уже ничего не изменить, после того как он входит в твою зону. Тех, кто «щупает» и «дергает», так не взять, для них используется другая стратегия и тактика.

2.Самооборона.

Все хотят уметь драться и для этого изучают самооборону. Но никто не сможет нормально самооборонятся без практики спаррингов, а спорт это соревновательная методика использования спаррингов. И спорт — это только часть методики.

3.Самосовершенствование и оздоровительные практики.

Спарринги? Зачем нам спарринги? От них зубы шатаются. Нет, каратэ нужно для здоровья! Спарринги это лишнее! Как говорят китайцы: если тебе понадобится меч, хоть раз в жизни – носи его всегда! Мы же тренируем ката и отрабатываем движения боевых техник , а когда нам встретится супостат, то эти техники нам спасут жизнь и здоровье. Оздоровительный эффект тоже огромен. Этому вообще можно посвятить отдельную статью.

У каждого направления своя цель, исходя из которой строится все здание тренировок.

Однако не следует забывать, что возможности всех трех направлений заложены в технике Тэн-но-ката. Именно поэтому мы хотим начать проект с простым «русским» названием Тэн-но-ката.

В 1933 г. Гитин Фунакоси создал Тэн-но-ката (天の形 — Небесная форма) для обучения кумитэ на основе базовых движений и базовых принципов. «Тэн-но-ката состоит из 2-х частей — части, исполняемой индивидуально, и части, исполняемой в виде серии кихон иппон кумитэ с партнером» («Додзе» № 1/2003). Целью изучения Небесной формы был переход от формального выполнения движений к реальным поединкам.

Каждый человек, начиная что-либо, стремится достичь результата, а поэтому мы должны грамотно поставить цель и ее добиться, и наша цель – это реальное применение техник в бою .

Т.к. все эти слова (цель, задачи , результат) являются ключевыми элементами управления, а также то, что мы прямо назвали наше начинание словом «проект», то мы воспользуемся алгоритмом из бизнес-дисциплины «Управление проектами», которая мной активно используется в бизнесе и на тренировках.

Очень часто занимающиеся боевыми искусствами не конкретны в своих целях, а, соответственно, и результаты у них тоже не конкретны. Для преодоления этих недостатков в «Тойквае» СНГ применяют методы целевого планирования, которые являются элементами системы моделирования Тактико-Технических Характеристик (ТТХ) бойца. Систему моделирования ТТХ бойца мы разрабатывали для индивидуального подхода к каждому бойцу. Система имеет рабочее название «Касабо» и предназначена для формирования индивидуальной, т.е. личной боевой системы. В контексте этой системы вы, изучая ката, можете развиваться своим собственным путем.

В системе «Касабо», разработанной на основе традиционной методики подготовки бойцов и научного подхода, активно используется способность человека расслабляться при достижении результата и активироваться при поиске решения и в процессе достижения поставленной цели. Механизм обратной связи, возникающий при этом между усилием и результатом, выполняет роль управляющего контроля на пути нашего развития. Этот же механизм является и основой чувства уверенности или неуверенности в себе .

При достижении результата в кровь выбрасывается эндорфины — вещества, снимающее напряжение и создающее положительные эмоции.

Люди, способные искать результаты и не зацикливаться на неудаче, накапливают положительные эмоций, они более здоровы и продуктивны в работе и творчестве.

Принцип накопления положительных эмоций срабатывает также в случае, когда мы не ждем немедленного результата, избегая этим самым разочарования и депрессии при его возможном отсутствии.

Все люди стремятся к положительным эмоциям и избегают отрицательных; хотят удовольствий и не хотят боли, но я столкнулся с тем, что чаще всего люди плохо понимают, чего конкретно хотят. Глобальное желание еще могут сформулировать, а вот поставить четкие цели и задачи – это для них как высшая математика для ПТУшника. Есть у меня знакомый, который уже больше года не может сформулировать свои цели, а, соответственно, и задачи . И поэтому до сих пор так и не начал свою деятельность. В общем, как в анекдоте:

— Я так обожаю своего четвероногого друга!..

— А какая у него кличка?

— Диван!

Так что позвольте мне немного порассуждать за вас, мои дорогие друзья, и предложить эрзац-план, но знайте: «ленивый ум — кухня чертей», — как говорил мастер Ван.

Берем пятишаговый алгоритм и начинаем работать!

Шаг номер один. Определитесь с тем, что вам нужно от формального комплекса Тэн-но-ката.

Наверное, все ответят «победить в реальном бою одного, а то и нескольких противников» и будут правы на все 100%! И тут встает второй вопрос: из чего состоит путь к победе?

Ответ тоже достаточно очевиден — необходима физическая, техническая, тактическая, психологическая подготовка.

Иначе говоря, нам необходимо:

• Иметь физические возможности для победы над супостатом (точность, скорость, силу, выносливость);

• Наработать рациональную технику боя ;

• Уметь быстро обезвредить противника;

• Уметь в нужное время и в нужном месте применять изученную технику ;

• Наработать правильные реакции в бою ;

• Выработать несгибаемый дух и волю;

• ……здесь вы можете добавить что-либо от себя , очень личное и индивидуальное.

Очень хорошо!

Определились. Остался последний пункт: — который мы отметили многоточием.

Для этого берем специально обученного друга, угощаем его бутылкой темного Крушовице (это реклама, друзья… Надеюсь, пивоварня учтет мои потуги и вышлет мне ящик вышеописанного пива и пару тысчонок евриков.) и обсуждаем с ним ваши цели и задачи , пока не обретете полную ясность относительно того, что вы хотите, какие приоритеты у вас стоят в вашей жизни.

Это необходимо, потому что ваш прицел приведет вас туда, куда вы целились. Как говорил Стивен Кови: «Перед тем как карабкаться на лестницу успеха, убедитесь, что она прислонена к стене того здания, что вам нужно»

В принципе все банально просто. Сначала мы определяем цель, ставим задачи и выбираем стратегию ее достижения, затем способы реализации, т.е. техники. Частности оптимальнейшей реализации техники называется тактикой. Это то, что позволяет нам ситуационно оптимизировать технические решения, оставаясь в рамках своей стратегии. В каратэ существует пять основных тактик боя (фусегу унё):

1. Сэн но сэн – захват инициативы, ирими и атака;

2. Тай но сэн – перехват инициативы, встречная контратака, одновременная работа блок-удар на опережение. Здесь блок не как защита, а как страховка;

3. Го но сэн – использование тай-сабаки, уход с линии атаки, проваливание противника, а затем мощная контратака;

4. Содзю но сэн — контроль противника. Это некая смесь Тай но сэн и Го но сэн, которая используя чувство противника, его усилий, позволяет контролировать действия противника;

5. Ато но сэн — управление противником. Это моя любимая тактика. Здесь и провоцирование атаки, и ловушки, и угрозы, и финты.

Все эти тактики можно применять при изучении Тэн-но-ката. Чуть позже мы разберем каждую стратегию отдельно с привязкой к ката, а пока вернемся к технике .

К примеру, основа каратэ — мощный удар, после которого уже не нужно ничего. Как говорится, бьем один раз по тушке, а второй по крышке гроба.

Соответственно, изучаем удары, цуки/учи; подтягиваем физуху; работаем на макиваре, лапах и мешках, т.к. удары это основа каратэ . Как говорится в трактате «Тайное учение Будо»:

Когда обучаешь, Делай упор на учи и цуки, Поскольку все тайные учения Заложены в простой основе.

Обучая, В ритм учи и цуки Вслушивайся Упражнение в тайных учениях-  Это омотэ.

Чтобы не быть сильной и неподвижной мишенью, изучаем передвижения ирими и тай-сабаки. Вот как описываются принципы движения в Байхэ-цюань: «Чего стоит прочный короб, если у него нет колес, на которых он двигается? Приемы, выполняемые руками, должны поддерживаться ногами для взращивания устойчивости, и подвижности». В Тэн-но-ката ирими реализует стратегию сутэми и обязательно проводится с уходом с линии атаки, а тай-сабаки основано на провале противника и мгновенной контратаке.

Далее защиты. В традиционном каратэ основа всех защит — это уход с линии атаки, а потом уже отводы, блоки, контроли и, в самом конце списка, подставки конечностей под удар.

В связи с этим в самих перемещениях содержится элемент безопасных входов, выходов и уходов от противника. Но наша задача — подстелить еще соломки, а именно добавить второй эшелон обороны — отводы, отбивы, блоки и подставки. В спортивном каратэ, предком которого является японизированое исполнение техники с акцентом на силу, все внимание уделяется финальному отбиву конечности, а промежуточные движения интерпретируются как усиливающие замахи. Дело в том, что во время японизации каратэ идеалом был мужчина-воин, и все хлесткие и мягкие движения считались женскими. Так начал умирать Журавль в каратэ .

Этой предрасположенностью к силовому каратэ мы обязаны Мацумуре Сокону и Итосу Анко. Оба были достаточно крупными мужчинами и проповедовали жесткие техники , ирими, блокирующие техники не дающие продолжать атаку противнику. Тай-сабаки обманные действия и финты считал недостойным занятием для каратэка. Но, к счастью, в базовой технике каратэ заложены принципы Ин-Ё (Инь-Ян), а, соответственно, и мощные техники стиля Тигра, и хлесткие — Журавля.

Промежуточные позиции как раз и являются иньскими техниками атаки или защиты. Когда вы используете промежуточные положения, то снимаете с себя груз неопределенности и имеете возможность воспользоваться третьим эшелоном защиты. Промежуточные движения позволяют отбивать рен-цуки, двойки, и даже санрен-цуки, тройки. В зависимости от дистанции техники служат защитами, то-ма, и атаками, учи-ма и чика-ма.

Ударные техники в тактике каратэ предпочтительнее бросковых, т.к. быстры, позволяют мгновенно переключаться с одного противника на другого, не влияют на мобильность бойца. Существует очень много техник, направленных против захватов и контрящих броски. Броски в каратэ основаны на выводе противника из равновесия, сваливаниях (таорэ-ваза), заломах конечностей. Очень редко встречаются силовые броски, т.к. они нарушают динамику ударных действий.

Но вернемся к нашему плану.

Шаг номер два.

Пишем свои мысли на бумаге. Когда мы запишем, в чем состоит наша цель, мы создадим нечто, что можно увидеть и даже пощупать. Ура, мы начали работать над Тэн-но-ката! Вы чувствуете небольшое удовлетворение? Я — да! А вы берите бумагу, карандаш, умение сосредоточится и вперед, на танки, т.к. любая цель или задача , не овеществленная на бумаге, пергаменте, папирусе или, в крайнем случае, на салфетке, является лишь фантазией или благим намерением. «Сформулированные на бумаге цели способствуют четкости мышления, ясности в видении перспективы, предотвращению ошибок» (надпись на плакате в моем кабинете).

Идем дальше.

Берем чистый лист бумаги, прямо сейчас, и составляем список наших хотений от Тэн-но-ката, состоящий из десяти целей (те, которые мы описали, это уже задачи! А надо еще и те, которые вы придумали под Крушовице (так-с, второй раз упомянул…), которых вы хотели бы достигнуть в течение… ну, допустим, двух-трех месяцев.

Основное требование при написании — формулируйте цели предельно конкретно, так, словно вы их уже достигли, и они стали реальностью.: «одним ударом семерых побиваши» (С); укладываю в бою МС по боксу (каратиста; борца; таеквондоина и т.д. Выбрать по желанию.) Используем настоящее время, изъявительное наклонение и, соответственно, ведем речь от первого лица для того, чтобы перечисляемые нами цели были позитивно восприняты нашим подсознанием.

Шаг номер три.

Определяем сроки достижения нашей цели и критерии оценки ее достижения.

«Зачем эта тягомотина? Тем более мы-то тренируемся «для себя »…», — это мысли разгильдяя и неудачника.

Дело в том, что цель, для достижения которой не определены сроки, не имеет срочности. У нее нет четко обозначенного начала и конца, а это не есть «гуд». Критерии оценки необходимы для фиксирования достигнутого результата.

К примеру, длительность проекта выбрали два месяца; физический компонент, — отжимания, приседания, пресс, спина,- с 20 раз (ну, или сколько там вы можете) до 40 и более раз (лучше чуть занизить планку и достичь намеченного результата, чем понтануться и самого себя обломать и поставить в дурацкое положение перед контролирующим вас Эго); технический компонент, — сами стойки, перемещения, атакующие или защитные действия,- критерием будет свободное исполнение вышеперечисленных элементов и т.д. по списку.

Шаг номер четыре.

Составляем план.

Взяв конечную цель в качестве отправной точки, формируем цепь приводящих к ней мероприятий в обратном порядке. Это поможет нам осветить конечные фрагменты работы в малоизвестной нам области. Но если методика известна, то можно начать сначала. А началом у нас будет физический компонент, затем технический, тактический и психологический. И над всем этим великолепием будет витать дух стратегической идеи.

Ээээ? Зачем физуха? – удивитесь вы.

Дело в том, что правильная техника генерирует огромную силу, которая, проходя через хлипкое тельце, ломает последнее как спичку. Не все, а в наиболее тонких местах, чаще в местах соединения костей, в суставах. Вот и будем укреплять связки, сухожилия, наращивать мышечную массу (пригодится для открывания бутылки Крушовице. Три-с!). Я рекомендую трехразовое питание… В смысле трехразовые тренировки физо по такой схеме:

Утром, в обед и вечером по 60-70% от вашего максимума физической возможности. Например, если вы отжимаетесь 20 раз, то 15-шка будет 70%.

Далее, технический компонент. Изучаем стойки, перемещения, удары руками, защитные действия (хочу отметить, что не пишу «блоки» т.к. в защитных действиях существует несколько уровней в зависимости от выбранной стратегии или тактики, от дистанции и прилагаемых усилий).

После того, как мы изложили на бумаге наши цели и план действий, нам будет обеспечена более высокая продуктивность и эффективность.

Шаг номер пять.

Еще три раза Ура! А теперь, пока мы «в струе», сразу приступаем к решению задач, входящих в наш план. Действуем!

Приступаем к последовательному выполнению каждой задачи (исключением является физический план, который мы прорабатываем параллельно. Здесь могу предложить следующий микроцикл: 1 день – работа на скорость,2-й — скоростно-силовая подготовка, 3-й микроцикл поддерживающий, 4-й – опять работаем на скорость,5-й — скоростно-силовая подготовка, 6-й – работа на выносливость, 7-й — отдых), не берясь более чем за одну за раз.

Я вам скажу банальную вещь: чтобы изменить жизнь, нужно изменить свои привычки. Начните каждый день по паре минут в час делать то, что запланировали. Сделайте это частью ваших планов на каждый предстоящий день. Не пропускайте ни дня! Неустанно двигайтесь вперед! Раз, начав движение, не давайте себе остановиться!

Чего-то меня на лозунги повело.

По ходу работы будем вычеркивать пункты из нашего перечня-плана по мере их выполнения. Ценным для нас является наглядная картинка достигнутого.

Вот так, друзья, рождается ощущение успеха и движения вперед. Когда мы видим себя последовательно выполняющим запланированные задачи, мы начинаем уважать себя уже за способность держать слово, обретаем мотивацию и энергию, необходимую для того, чтобы дойти до конца. Ясно изложенные на бумаге цели замечательным образом воздействуют на ваше мышление: они предоставляют вам мотивы для работы, настраивают вас на действие и, самое главное, оторвавшись от вас, но оставаясь вашими (с которыми вы подсознательно согласны), они становятся вашим незримым «Учителем по переписке». Вот где возможности для вашего творчества!

И последний совет: размышляйте о своих целях, пересматривайте их, вслушивайтесь в их звучание, обсасывайте каждую косточку вашего плана или задачи, подвергайте их ежедневной ревизии. Потому как то, что с вашего берега казалось простым, может оказаться сложным, а то, что казалось непробиваемо сложным – раскалывалось за пару минут практики.

Теперь, когда мы разобрались с общими понятиями, у особо дотошных читателей может возникнуть вопрос: «Сколько раз и сколько времени заниматься?

Говорят для наработки удара, чтобы он стал твоим, нужно сделать 2000 ударов. Сколько это по времени? Давайте посчитаем. Удар длится пол секунды. Еще пол секунды отдых. Итого секунда. 2000 ударов делим на 60 равно 33,33 минуты.

Много? =)

Даже если вы потратите в день полчаса на тренировки, то это уже огромная польза.

Я же предпочитаю выделить пару минут в каждый час, но об этом я уже писал выше.

Начиная отрабатывать Тэн-но-ката помните о таком тренировочном методе как идеомоторика, которая способствует оптимальной наработке и автоматизации технических действий.

Суть любой тренировки состоит в повторении действия до тех пор, пока это действие не будет выполняться с минимальным усилием на физическом уровне, и в выведении на уровень автоматизма этих действий (См. статью «Медитация в БИ, или зачем бойцу психологическая подготовка»). Каждый день, выполняя ката, мы прилагаем все меньше и меньше усилий.

Но можно, используя способность мозга к автоматизации, еще больше сократить время выработки навыка. Для этого используют кихон.

Если человек делает одно из упражнений кихон на протяжении, к примеру, 7-15 минут, то он проходит все стадии адаптации и выработки навыков:

1. Напряжение от новых действий;

2. Оптимизация деятельности;

3. Расслабление;

4. Трансовое состояние.

При этом мышцы лица расслабляются, возникает отрешенный взгляд, веки полуприкрытые, дыхание становится свободным и равномерным.

В следующий раз эта же работа пойдет легче, т.к. уже выработались первичные навыки, и поэтому трансовость уменьшается, зато усиливается автоматизм.

На основе этого выработан такой алгоритм:

Наработка в БИ.

1. Создаем образ движения. Видим картинку, нужный результат, как бы со стороны. Это называется диссоциированное восприятие, используется для контроля и моделирования ситуаций;

2. Ассоциировано входим в образ, т.е. мы уже не смотрим на себя со стороны, а находимся внутри и двигаем своими ручками и ножками, смотрим своими глазками, чувствуем своим телом;

3. Медленно и расслабленно отрабатываем, достигая точности и привязки к мышечным ощущениям. Ключевое слово – точность.

Для проработки расслабленных движений используется упражнение продольного встряхивания мутими, так называемое «подрагивающее усилие» цзунцзин. Рука формирует структуру и вращается по часовой и против часовой стрелки по оси указательного пальца, этакие «фонарики» из детских танцев, а затем короткое встряхивание-сброс-удар. Ногами делают потряхивания, как будто пытаются стряхнуть грязь с подошвы;

4. Концентрируемся в хара, в точке тандэн, и позволяем осуществиться движениям. Ки расширяется вокруг, сферой, «подобно силе солнца, твоя энергия должна излучаться вовне», — так говорится в трактате Белого журавля;

5. Наращиваем скорость при мышечном тонусе, избегаем мышечного напряжения. Ключевое слово – скорость;

6. Возвращаемся к медленным движениям с концентрацией в тандэн при напряженных мышцах. Этакое псевдоизометрическое напряжение мышц, когда и сгибатели, и разгибатели напряжены, но движение осуществляется;

7. В конце каждого движения происходит векторное расширение энергии Ки. Это наглядно демонстрирует упражнение Тэ-гатана, несгибаемая рука.

Тот же принцип расширения Ки используем и для ног.

Используя основные принципы наработки, мы сможем легко и быстро освоить техники каратэ и Тэн-но-ката в частности.

Сначала в Тэн-но-ката прорабатывается семь атак (правой-левой).

1. Ои-цуки-гедан в зенкуцу-дати;

2. Ои-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

3. Ои-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

4. Ои-цуки-дзедан в зенкуцу-дати;

5. Ои-цуки-дзедан в зенкуцу-дати;

6. Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

7. Маэ-гэри-тюдан в зенкуцу-дати.

Затем семь защит.

1. Гедан-барай + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

2. Учи-уке + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

3. Сюто-уке-тюдан + Гияку-нукитэ-дзедан в зенкуцу-дати;

4. Сюто-уке-дзедан + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати;

5. Агэ-уке + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

6. Сото-уке + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

7. Эмпи-уке + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати.

Это базовое одиночное исполнение Тэн-но-ката.

 Теперь рассмотрим парное исполнение.

Все атаки и защиты\контратаки начинаются из положения стоя в Шизентай с опущенными руками, т.е. в характерной позе пред-боевого контакта, когда разговор еще идет, а до рукоприкладства еще не дошло.

шизентай-мал

Тактический рисунок может быть или Нобаси (треугольник, провал и вход в мертвую зону) или Тай-сабаки (треугольник, уход с линии атаки и контратака в мертвой зоне). Это зависит от предпочтений бойца или от его ТТХ. Например для высокого крупного бойца лучше Нобаси, для худого и мелкого — Тай-сабаки.

1. Ои-цуки-гедан; Гедан-барай в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

Гедан-барай

17М

2. Ои-цуки-тюдан; Учи-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

учи-уке

гияку-цуки

3. Ои-цуки-тюдан; Сюто-уке-тюдан в кокуцу-дати + Гияку-нукитэ-тюдан в зенкуцу-дати;

43М

нукитэ

или более брутальная форма

дзедан-нукитэ

4. Ои-цуки-дзедан; Сюто-уке-дзедан в кокуцу-дати + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати;

шуто-уке-дзедан

гияку-цуки-дзедан

шуто-вид с боку

цуки-дзедан с боку

5. Ои-цуки-дзедан; Агэ-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

аге-уке

гияку-цуки

6. Гияку-цуки-тюдан; Сото-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

сото-уке

гияку-цуки

7. Маэ-гэри-тюдан. Эмпи-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати.

эмпи-уке

эмпи-уке с боку

цуки дзедан

Бункай следующих уровней наглядно покажет, как работать против ударов-двоек, как бросать и захватывать, но это мы будем разбирать во второй части.

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай»

Павел Николаевич Пискун

Как научиться драться, используя технику Тэн-но-ката. Часть 1

Как научиться драться, используя технику Тэн-но-ката. Часть 2

Как научиться драться, используя технику Тэн-но-ката. Часть 3

Вас заинтересует \ Related posts