Удивительно, но многие бойцы, и даже некоторые инструктора, допускают ошибки при исполнении маэ-гери. Проблема заключатся в том, что человек просто не замечает своей ошибки, а потому и не может ее исправить. В данной части статьи мы обсудим наиболее часто встречающиеся ошибки при исполнении прямого удара ногой. Прямой удар ногой наиболее простой в изучении. Это связано с тем, что базовый навык последовательного выноса каждой из ног уже изначально заложен в двигательном стереотипе наших шагов. «Каждый шаг — это удар, и каждый удар – это шаг». Это и методика и тактика в одном флаконе. Чаще всего инструктору приходится не столько учить, сколько постоянно корректировать бойца. Конечно, если мы обучаем ребенка, то с одной стороны это легче и проще его научить методом «жестких условий» или, как его еще у нас называют, по «бразильской системе». Ученику дают задание при таких жестких условиях, что выполнить его можно только правильно или никак. Например, для тренировки прямого удара ногой, без вихляний и боковых выносов, с боков макивары ставили два остро отточенных ствола бамбука, которые создавали коридор, выйдя за пределы которого ученик мог получить травму, наткнувшись на острие бамбука.

Система очень эффективная, но немногие современные ученики, да и инструктора, смогут сегодня на это пойти, т.к. раньше от умения вести бой зависела и жизнь бойца и его близких, а сегодня это только вид спорта, способ проведения досуга, и лишь для малой части практикующих боевые искусства это способ жить.

Итак, показывая удар ученику, инструктор постоянно корректирует его выполнение, старается давать ему подводящие упражнения или ставить в условия, когда по-другому выполнить невозможно.

Каждый удар имеет основные этапы, которые условно разделяют для лучшего контроля и шлифовки техники. При этом каждый этап имеет общие моменты для контроля.

Этапы при шлифовке маэ-гери:

— старт:

  • равновесие
  • скорость
  • сила

— доставка ударной конечности:

  • равновесие
  • скорость
  • сила

— сброс силы:

  • равновесие
  • скорость
  • сила

— возврат в камаэ:

  • равновесие
  • скорость
  • сила

 Итак, характерные ошибками при ударе ногой вперед будут:

— потеря равновесия во время удара и после;

— отсутствие толчка бьющей ногой;

— низкий вынос колена (для ударов выше пояса);

— удар ногой только за счет разгибания мышцей бедра, а также, как следствие, переразгиб коленного сустава и травма;

— торможение перед целью (мы рассматриваем технику для полного контакта);

— падающая нога (отсутствие хики-гери);

— зависающая нога, отсутствие прихода в камаэ;

— отрывание пятки опорной ноги;

— заваливание ЦТ назад, сохранение равновесия противовесом ЦТ-нога;

— заваливание ЦТ сильно вперед;

— низкая скорость удара: антагонисты, короткий рычаг, раскоординированность работы тела и ног

— прямая опорная нога, = высокий ЦТ и недобив опорной ногой таза;

— колено при выносе бедра смотрит в сторону;

Проблема: — потеря равновесия во время удара и после.

Связана с общей раскоординацией у начинающего или с отдельными частями тела у продвинутых бойцов. Выражается в завале тела во время удара или после него, неспособность погасить инерцию тела, а следовательно потеря контроля над собой и противником.

Коррекция: на каждой тренировке выделяют 10 мин. на отработку перемещений и ки-тесты.

— рицудзен и ки-тесты на месте;

— тренировка перемещений (унсоку) в различных направлениях с фиксацией в начале шага и в конце. Обратить внимание на недопустимость колебаний после остановки. Прорабатывают аюми-аши, сури-аши, цуги-аши и т.д. Обязательно ки-тесты в крайних точках!

— тренировка тай-сабаки (тэнкан и др. формы уходов с линии атаки). Обязательно ки-тесты в крайних точка!

— на разминках уделять внимание стойке на одной ноге (цуру-аши-дачи или саги-аши-дачи), а также вращения в тазобедренном суставе, в коленном и стопой;

gogen_yamaguchi

— прыжки на одной ноге и скольжения «Нукэ»;

— упражнения кайтэн на одной ноге, то что в балете называют фуэтэ.

 Проблема: — отсутствие стартового толчка бьющей ногой (нами-аши);

Связана с отсутствием образа и навыка правильных перемещений. Чаще всего встречается у новичков и в группах где уделяется мало внимания боевым перемещениям.

Коррекция: перед каждой работой по лапам, падам и мешкам выделить пару минут на создание или восстановление образа толчка ногой «Нами-аши».

— отработка сухожильного усилия «нами-аши» одной ногой и при смене стойки (разножка);

— перемещения с тягой груза (партнер держит бойца за пояс\оби или талию, или распущенный пояс перекидывают в виде вожжей);

— старт-толчок задней ногой (партнер держит бойца чуть выше колена двумя руками. Плотность обхвата регулируется так, чтобы и усилие прилагалось, и в тоже время боец смог разорвать захват стартовым толчком за счет икроножной мышцы.);

— серии ударов коленом (2 мин. без остановки) с акцентом внимания на отталкивании от земли;

Проблема: — низкий вынос колена (для ударов выше пояса);

Связана с А) непониманием того факта, что для сильного, нокаутирующего, удара бить нужно сквозь цель. Колено не может разогнуться в другую сторону (без травмы), а следовательно удар не достигнет цели. Б) с отсутствием растяжки.

Коррекция: каждый раз начинайте тренировку маэ-гери с динамической растяжки и отработки прямого удара коленом (маэ-хидза-гери).

хидза-гери

— удары коленом в грудь (руки в хейко-камаэ, корпус прямой) на месте;

— удары коленом в грудь (руки в хейко-камаэ, корпус прямой) в движении шагом;

— удары коленом в грудь (руки в хейко-камаэ, корпус прямой) на месте со сменой ног;

— махи прямой ногой стоя на месте;

— махи прямой ногой в движении шагом;

— махи прямой ногой на месте со сменой ног;

— вынос колена с обхватом руками (одна рука в районе колена, вторая — стопы) и прижиманием колена к груди. Корпус прямой!;

— вынос колена с обхватом руками со скольжением нукэ;

— удары ногами стоя на коленях, корпус прямой;

— удары ногами через препятствие (стоящий стул, партнер на корточках, палка, натянутая веревка или пояс\оби);

— удержание колена (в течение 1 и более мин.) на уровне плеча или солнечного сплетения;

— вынос колена за счет таза и опорной ноги. Колено двигается четко горизонтально, не опускаясь вниз!;

— старт-толчок задней ногой (партнер держит бойца чуть выше колена двумя руками) и вынос колена с захватом руками (для сохранения равновесия применяем скольжение «нукэ»).

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай», Павел Николаевич Пискун

1. Мае-Гэри — фронтальный удар ногой. Часть 1.

2. Маэ-гери -методы и тонкости исполнения и тренировки. Часть 2.

3. Маэ-гери — работа над ошибками. Часть 3.1.

4. Маэ-гери — работа над ошибками. Часть 3.2.

5. Маэ-гери — продвинутые комбинации. Часть 4.

Вас заинтересует \ Related posts