motobu-chokiСчитается, что макивару в практику каратэ внес Мацумура Сокон (1809—1901), один из патриархов окинавского боевого искусства. Мацумура практиковал фехтование школы Дзигэн-рю, которая практиковала упражнение татикиути – «удары по стоящему дереву». Дзигэн-рю отличалась очень агрессивной атакующей тактикой и отсутствием оборонительных позиций. Мастера школы Дзигэн-рю требовали от фехтовальщика рассечь противника первым ударом и таким образом мгновенно окончить бой (принцип «Иккен-хисатсу»). Для наработки такого удара использовалось упражнение татикиути – «удары по стоящему дереву». Фехтовальщик, используя тяжелую палку, наносит удары по стоящему дереву или столбу. Ежедневно выполнялось 3000 утром и 8000 вечером. При такой практике становилось понятно опасливое отношение других кланов к бойцам школы Дзигэн-рю. Мацумура перенес эту практику на занятия Тодэ (древнее название каратэ)«В Тодэ большое значение придается рукам и ногам, поэтому их надо тщательно тренировать на макиваре. Во время тренировки опустите плечи, откройте легкие, соберитесь с силами, крепче упритесь ногами в пол, а пальцами ног вцепитесь в землю, опустите вашу внутреннюю энергию (ки) в нижнюю часть живота (сэйка тандэн). Упражняйте каждую руку не менее ста или двухсот раз», — из письма Итосу Анко в Департамент образования префектуры 41-й год эпохи Мэйдзи, год Обезьяны (октябрь 1908 года).

И в древние времена и до сегодняшнего дня существуют два основных вида макивары: плоский (доска) и круглый (шест). Основное условие – упругость!

Вот что пишет Сигеру Эгами в «Каратэ-до для специалистов» Изд. Rakuten-kai, Токио, 1970: «Нам внушили, что макивара необходима в практике каратэ. Но я сомневаюсь. Я никогда не слышал истории о макивара. Когда, примерно 30 лет назад, я прибыл на Окинаву, то впервые увидел упражнения на макивара. Но та макивара была другой. Она делалась из очень гибкого дерева, была обмотана толстым слоем соломы, и была настолько мягкой и упругой, что не повреждала кулак. Мне показалось, что макивара использовали, главным образом, чтобы научиться контролировать направление приложения силы. Я думаю, что это была истинная цель макивара».

Для придания данных качеств часто используют пропилы вдоль волокон дерева. Данная конструкция позволяет добиться эффекта, который Агашин Ф.К. назвал принципом вторичных ударов. Проблема состоит в том, что ударное действие скоротечно, а поэтому произвести коррекцию ударных цепей, направленности импульса в фазе сброса (кимэ) и межмышечную координацию не всегда удается. Макивара позволяет реализовать принцип вторичных ударов и позволяет подключить сознание к процессу коррекции (на этом же принципе созданы «ки-тесты», упражнения Ки-хо, методов развития Ки). Механизм действия заключается в обратном воздействии на ударную поверхность бойка макивары. Обоснование и подробности вы можете прочесть в книге Агашина «Биомеханика ударных движений» ФиС, 1977г. Подобным эффектом обладает упругий ствол молодого бананового дерева, которое использовали для отработки ударов бойцы Муай-тай,

что отразилось в популярном фильме с Ж.К. Вандаммом.

Из описания четко видно, что отсутствие упругого элемента не создает обучающее-корректирующего эффекта, а соответственно все виды настенных подушек, жесткие столбы с гуманизаторами не обладают «обучающим» свойством. На таких тренажерах можно делать набивку рук\ног, но выставить усилия и тренировать кимэ нельзя.

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай»,Павел Николаевич Пискун

Макивара: секреты эффективности. Часть 1.

Макивара: биомеханические принципы эффективности. Часть 2.

Макивара: подготовка к работе. Часть 3.

Макивара: принципы практики и методика. Часть 4.

Макивара: принципы практики и методика. Часть 5.

Макивара: типы, виды, конструкции. Часть 6.

Макивара: профилактика повреждений при тренировке. Часть 7.

Вас заинтересует \ Related posts