motobu-chokiСтарые мастера писали о методике работы с макиварой достаточно кратко.

Итосу Анко пишет: «В Тодэ большое значение придается рукам и ногам, поэтому их надо тщательно тренировать на макиваре. Во время тренировки опустите плечи, откройте легкие, соберитесь с силами, крепче упритесь ногами в пол, а пальцами ног вцепитесь в землю, опустите вашу внутреннюю энергию (ки) в нижнюю часть живота (сэйка тандэн). Упражняйте каждую руку не менее ста или двухсот раз».

Накасонэ Гэнва добавляет:«Наносить удар нужно не за счет силы плеча или руки, а за счет силы «киноварного поля, расположенного под пупком» сэйка тандэн, которая, пройдя сквозь руку, словно пронзает макивару».

Мотобу писал еще проще: «Если вы собираетесь сначала бить правой рукой, опустите левую руку вниз перед туловищем, а затем нанесите удар правым кулаком на уровне своей груди, так, чтобы в конечном положении ее кулак был чуть ниже уровня соска груди [на уровне плавающих ребер]. Одновременно отдерните левый кулак к груди, в конечном положении он должен быть чуть ниже ее соска.

В момент вытягивания правой руки в ударе разверните кулак внутренней стороной вниз. Обратите внимание, что поворот кулака начинается во второй половине дистанции на пути от вашей груди к макиваре.

Удар по макиваре следует наносить большими костяшками указательного и среднего пальцев. Если вы наносите удар с силой 80%, то отдергивание руки должно составлять 100% силы.»

Мабуни Кенва отмечал в своей книге: «Сначала для проверки дистанции нанести 12 медленных ударов, обращая особое внимание на поворот предплечья, чтобы кулак был расположен тыльной стороной вверх в момент соприкосновение с макиварой. После того как глазомер установил дистанцию надо начинать наносить легкие удары и постепенно увеличивать силу. По мере роста мастерства надо наносить удары с намерением проткнуть макивару насквозь».

Наиболее подробно работу с макиварой описал Гитин Фунакоси в своей книге «Каратэ-До Ньюмон»: «Отработать удары руками и ногами, коленом и локтем помогает макивара. Упражнения с макивара  – это одна из главных практик в Каратэ. Я советую начинающим удары делать не сразу изо всех сил, а усиливать их постепенно, пока рука или нога не окрепнет. Некоторые бьют сразу в полную силу – и ничего. А другие страдают даже от слабых ударов: рука опухает и кровоточит. Чтобы опухоль спала, нужно руку или ногу подержать в холодной воде. Пока ссадины не заживут, лучше не заниматься. Не обращайте внимание на тех, кто хвастает мозолями. Они не понимают Каратэ-До. Люди занимаются Каратэ-До, чтобы укрепить свой дух и здоровье. Для этого не нужны мозоли.

<…>

Ученик становится перед (макиварой) в позицию ханми (вполоборота) на расстоянии вытянутой руки так, чтобы его кулак мог коснуться цели. Он сгибает колени и опускает бёдра. Левую руку он сжимает в кулак и вытягивает её вперёд так, чтобы кулак находился на расстоянии около пятнадцати сантиметров от макивары. Правая рука тоже сжимается в кулак, который находится у бедра и ладонью обращён вверх. Глаза ученика обращены на макивару, вся его сила концентрируется в нижней части живота — тандэн. Покрытая соломой часть макивары должна быть на уровне груди ученика. Если «подушка» из соломы будет выше, ученику придётся тянуться вверх, и его удар будет терять силу.

Наиболее важным элементом техники является стойка: вы должны иметь такое ощущение, будто ваши ноги прочно вросли в землю. Теперь переходим непосредственно к удару. Сжатый правый кулак, который был у правого бока, наносит удар вперёд; одновременно правое бедро со всей силой разворачивается по направлению к цели, а сжатый левый кулак, который был в пятнадцати сантиметрах от макивара, отдергивается назад, к левому боку. При нанесении удара, правый кулак, двигаясь вперёд, должен одновременно быстро вращаться, подобно штопору, до момента попадания в цель. Другими словами, такой удар можно назвать «вкручивающимся», и именно это делает его особенно сильным. Движение это сложное. Отработка мастерского исполнения требует от ученика большой настойчивости и многократных повторений.

Я советую начинающему вначале ударять по макивара слабо и постепенно увеличивать силу удара по мере того, как кулак и запястье привыкают выдерживать всё более сильные удары. Через некоторое время ученик сможет наносить свои удары в полную силу».

Мицусуке Харада вспоминает: «Техника мастера Фунакоси выглядела обманчиво мягкой. Старый учитель каждый день наносил по тысяче легких ударов по макиваре каждой рукой, сопровождая их мягким звуком «хой»». funakoshi_gichin_makiwara

Итак, подведем итог и немного систематизируем сказанное мастерами и добавим наши рекомендации.

Будем писать исходя из того, что окучивать ударами макивару будет начинающий. Более опытные бойцы могут перескакивать через начальный этап.

1. Подготовительный этап.

Подготовка всех звеньев ударной цепи, выставление правильной структуры тела, техника выполнения ударов, перемещений и т.д.

Здесь мы рекомендуем попробовать специальное упражнение повышающую силу удара за счет внутримышечной координации.

Встаньте перед макиварой в финальной точке удара, т.е. уперев кулак ударной поверхностью в боек. Рука выпрямлена, пятка задней ноги твердо упирается в землю, пальцы ног впиваются в землю, Ки расширяется вперед, перпендикулярно бойку. Бедро готово закончить сброс силы\кимэ. ВНИМАНИЕ! Выполнять данное упражнение исключительно после хорошей разминки (!) иначе травма неизбежна. Мы для разминки несколько раз выполняем изометрическое упражнение по форме повторяющее удар.

изометрика

Нанесите поочередно левой и правой рукой (для правши) по 10 ударов\сбросов в макивару не отрывая кулак от бойка.

Старайтесь избегать следующих ошибок:

— перед ударом кулак отрывается от бойка и, разгоняясь, стукается в макивару;

— рука согнута в локте, удар выполняется мышцами руки;

— при ударе лопатка отходит от спины, держите мышцы груди и подмышек напряженными;

— при ударе таз проваливается вперед (причина: отсутствие структуры, живот опаздывает с напряжением или мышцы живота медленно сокращаются, чревато ущемлением межпозвоночных дисков поясничного отдела), держите мышцы живота и ягодиц напряженными;

— при ударе таз отклоняется назад (причина: попытка ударить плечом, чревато проваливанием), держите мышцы живота и ягодиц напряженными;

— при ударе отрывается пятка (причина: попытка ударить плечом баллистически) и нарушается структурная цепь, а так как крепость цепи равна крепости самого слабого её звена, то сила вашего удара будет равна силе вашей икроножной мышцы.

Самоконтроль: при максимальном усилии передняя нога отрывается от земли на 5 мм. структура тела при этом не изменяется. img017

2. Начальный этап.

Начинающим мы рекомендуем использовать вначале мягкую макивару. Не в смысле оббить ее пуховыми подушками, а в смысле, что жесткость доски должна быть минимальной.

2.1. Техническая составляющая.

Боец занимает стойку кокутсу-дачи (задняя стойка), передняя ладонь касается бойка макивары, ладонь или кулак (здесь все зависит от школы, у нас приоритетным является ладонь, а в современном Сетокане — кулак) задней руки у бока (на плавающих ребрах). Стопа задней ноги находится на линии атаки\удара. Предплечье задней руки направлено по оси к бойку макивары, в некоторых школах требуется обязательно держать предплечье параллельно оси тела, т.е. прижатым к боку.

Задняя рука (к примеру, правая) наносит сэйкен-гияку-цуки. Движение начинается из тандэн, или как еще говорят, от бедер (второй принцип вложения тела в удар). Из позиции кокутсу-дачи (фудо-дачи) боец переходит в зенкуцу-дачи (передняя стойка), осуществляя третий принцип вложения тела в удар. Финальная позиция: правый кулак, правое плечо, правая стопа – находятся на одной линии.

гиякуЕсть школы, где требуется наносить удар в проекции собственной оси (т.е. рука чуть заваливается внутрь), но мы не практикуем лобовые столкновения, предпочитая уходы с линии атаки, а потому и не практикуем подобное положение руки по отношению к телу.

центр

В момент касания бойка происходит кимэ\сброс силы и продавливание бойка минимум на глубину кулака (5-7 см.) и фиксация такой позиции (с продавленным бойком) секунду или более (все зависит от цели тренировки). Потом рука медленно возвращается на исходную позицию.

Начинающие бьют по 100 раз на каждую руку (примерно 10 мин. Неторопливой работы). Первые 10% ударов выполняются МЕДЛЕННО и ЛЕГКО, практически на легкое касание, постепенно увеличивая силу вложения. Сразу предупрежу, что легко касаться – это не значит, что ваша бьющая рука согнута (!!!), это значит, что тело не до конца вкладывается в удар. Визуально это отражается в отклонении бойка макивары. С каждым разом он отклоняется все дальше и дальше, пока не достигнет крайней точки.

 2.2. Ментальная составляющая.

Сконцентрируйтесь на моменте «пробивания» цели, стремитесь чтоб удар прошел сквозь мишень. Все внимание сосредоточено на общей координации движения. Все элементы должны одновременно закончить свое движение. Не допускайте разболтанности!

На старом видео показана работа с макиварой (кому лень просматривать весь ролик см. с 1.10 и 3.09 мин.), хочу отметить, что и кихон тогда и сейчас — совершенно разные вещи. На предложенном ролике видно, что бойцы не просто руками машут, но и расширяют Ки, вкладываются в каждый удар.

 2.3. Энергетическая составляющая.

Ки сосредоточенно в тандэн и расширяется через руку сквозь мишень и через заднюю ногу в землю.

 позиция

2.4. Тактическая составляющая.

Пробуйте вариации ударов когда стопы остаются на месте, так и с уходом с линии атаки. На видео ниже видна такая работа с макиварой.

 2.5. Профилактика.

Перед и после работы с макиварой тщательно разомните и разотрите ударные поверхности. После отработки ударов рекомендуем основательно растянуть мышцы участвовавшие в ударе, т.к. работа на макиваре в таком режиме закрепощает мышцы бойца. Используйте мягкие гуманизаторы на бойках. Старая легенда гласит, что боец наматывал на доску толстый скрученный пучок соломы (макивара) и регулярно бил по ней. По мере практики солома оббивалась и утончалась, а боец уже бил по голой доске без особого вреда для своих рук или ног. Я лично такой подход не рекомендую, т.к. мой опыт показал, что солома обтрепалась раньше, чем укрепились мои костяшки.

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай»,Павел Николаевич Пискун

Макивара: секреты эффективности. Часть 1.

Макивара: биомеханические принципы эффективности. Часть 2.

Макивара: подготовка к работе. Часть 3.

Макивара: принципы практики и методика. Часть 4.

Макивара: принципы практики и методика. Часть 5.

Макивара: типы, виды, конструкции. Часть 6.

Макивара: профилактика повреждений при тренировке. Часть 7.

Вас заинтересует \ Related posts