0061Человек во все времена искал способы влияния на мир. Согласно теории Дарвина человек произошел от обезьяны, взявшей в руки удобно лежащий в руке камень. Этим камнем она добыла антилопу, высекла искру и разожгла огонь, а заодно угомонила соседа, слишком борзого громилу питекантропа. Теософы считают человека порождением высших сил. Согласно их теорий боги подарили человеку блага: огонь, порядок, знания и силу. Весельчак Индра убил змея Вритру огненной палицей, ваджрой, победив, таким образом, хаос, освободив воды, сотворив жизнь и солнце. Потом, правда, стал бегать за бабами, за что и был бит, но это другая история. Нас же больше интересует те предметы, которые в обеих теориях принесли пользу их владельцам. Но если продолговатый камень мы еще можем представить, то слово «ваджра» для многих это что-то незнакомое.Ваджра или ваджр (Деванагари: वज्र, по-тибетски: дорже, по-японски: докко) — ритуальное и мифологическое орудие в индуизме, буддизме и джайнизме. Слово имеет несколько значений на санскрите: «молния» и «алмаз», используется в буддийских священных текстах и в названиях сутр. Ваджра символизирует силу и твердость духа.

Словом, Ваджра имела не только прикладное значение, но и ритуальное (до сих пор в Индии существует танец с двумя Ваджрами) и мистическое значение.

Ваджра означает умение, или Упайю.
Ваджра символизирует силу и твердость духа.
Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание.
Ваджра интерпретируется как знак плодородия.
Ваджра воплощает абсолютное и неразрушимое бытие в противовес иллюзорному представлению о действительности.
Ваджра в сочетании с колокольчиком подразумевает слияние мужской и женской природы.
Ваджра символизирует нерушимое состояние.
Ваджра символ светоносной неразрушимой природы ума.
Ваджра символ власти Будды над злыми духами или элементалами.
Ваджра используется как символ и как оружие в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Сиаме, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии.

Первая ваджра представляла собой скипетр в виде пучка стрел направленных остриями наружу.ваджра

Индусы, подражая громовержцу Индре, применяли их как оружие в бою (в виде кастета) и называли vajra mushti.
По легенде Индра передал ваджру Будде, но тот загнул зубцы во-внутрь превратив оружие в символ Мира. Благодаря такому загибанию и соединению концов, ваджра превращается в короткий металлический жезл.

В буддизме ваджра «ассоциируется с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой – само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же, как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра.» (Е. А. Торчинов «Введение в буддологию – курс лекций»).
Благодаря важности символического значения ваджры, этот материальный символ просветления распространился вместе с религией в остальные части Азии. Ваджра используется в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Таиланде, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии.
Существует известная притча про Учителя, мастера Дзен-буддизма.
«Однажды ученик спросил Учителя, что такое Дзен.
Учитель поднял вверх палец и проникновенно ответил: «Дзен – это о-о-о-о!!!»
Ученик многозначительно закивал, и сказал, что понял.
Тогда Учитель спросил его, что такое Дзен.
Ученик поднял вверх палец и ответил: «Дзен – это о-о-о-о!!!»
Но Учитель стукнул ученика ваджрой по лбу и ответил: «Это для меня Дзен «о-о-о-о!!!», а для тебя что-то другое!»».
И вероятно ваджра Учителя была той самой, от Будды, т.к. у ученика наступило то самое просветление.
В дальнейшем переводчики упростили описание ваджры до жезла, а потом до палки, и теперь по миру гуляет история о Учителе вбивающем просветление палкой. А какой был символизм: ваджра как инструмент просветления, мгновенно, как вспышка молнии, пробуждающая сознание!

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай», Павел Николаевич Пискун

Первая часть (историко-обзорная) по корням явары в Индии.
Вторая часть обзор по Китаю.
Третья — Япония
Четвертая — базовые понятия и то, чего никогда не скажут о яваре.
Пятая — техника атэми-дзюцу (начало).
Шестая — тотальное преимущество, стратегия и тактика.
Седьмая — техника атэми-дзюцу (продолжение).
Восьмая — техника цуками- и кансэцу-вадза (захваты и болевые).
Девятая — техника кюсе-дзюцу (использование явары при работе по точкам).

 

Вас заинтересует \ Related posts