0061Прежде чем писать о атэми с применением явары я считаю необходимым поговорить о терминологии, названиях\строении\частях явары и хватах.
Это необходимо для того, чтобы было понятнее о какой технике мы говорим.

Части явары:

Тэн(небо) или тэн-атама (верхняя, небесная голова) – верхняя часть явары торчащая со стороны большого пальца.
Дзин (человек) или моноучи (рукоять)– средняя часть, зажимается в кулаке.
Чин (земля) или чин-атама (нижняя, земляная голова)- нижняя часть явары торчащая со стороны мизинца.Существует десятка полтора различных хватов явары, которые в основном зависят от ее тактико-технических характеристик (ТТХ).

Несмотря на большое кол-во хватов, название имеют только три (вернее, я знаю три):

— кихон-мочи, базовый хват, держим как молоток, концы явары торчат с обеих сторон.
— хонтэ-мочи или Косо-мочи (Коготь тигра), хват как рапиры или ножа.
— хасами-мочи или Koкo-мочи (Пасть тигра), хват при котором явара лежит тэн-атама между большим и указательным пальце, а чин-атама — между мизинцем и безымянным.

С Кихон-мочи начинают обучение, т.к. такой хват наиболее простой и подходит новичкам со слабыми пальцами и плохой координацией.
В основном используется для:
— атэми-дзюцу (удары).
— цуками-дзюцу (захваты и ущемления).
— кансецу-дзюцу (болевые).
— Подраздел Шимэ-дзюцу — недоступен.
— Подраздел Кюсе-дзюцу — недоступен.

Далее Коготь тигра, как более гибкое удержание позволяющее вытворять более интересные вещи.
В основном используется для:
— атэми-дзюцу (удары).
— цуками-дзюцу (захваты и ущемления).
— кансецу-дзюцу (болевые).
— Подраздел Шимэ-дзюцу — недоступен.
— Кюсе-дзюцу (нажатия на БАТ и др. уязвимые точки ).

Пасть тигра. Мой любимый способ Наболее полно реализует болевые захваты, контроли и воздействия на точки, не теряя эффективности в атэми.
В основном используется для:
— атэми-дзюцу (удары).
— цуками-дзюцу (захваты и ущемления).
— кансецу-дзюцу (болевые).
— Шимэ-дзюцу (удушения).
— Кюсе-дзюцу (нажатия на БАТ и др. уязвимые точки ).

Недоступность некоторых подразделов связана не с отсутствием техник. Кулачным хватом можно душить только также, как и в рукопашке, т.е. явара, как дающий преимущество предмет, не применяется. Кюсе — это нажатия разной степени силы, и это главное отличие от атэми. Кулачным хватом, конечно, можно давить, но точность теряется, да и приходится фиксировать место давления второй рукой, а это лишние усилия и действия, при которых теряется эффективность. Если же вы попытаетесь быстро нажать не зафиксированную руку, то это уже атэми.
Т.е. дело не в недоступности, а в том, что если мы стреляем из НРС (нож разведчика стреляющий), то рана уже не будет колото-резаной, а будет огнестрельной, но рана будет по любому.

Вся классификация техник начинается с атэми.
Я бы сказал, что все начинается с атэми и атэми заканчивается.

В последнее время атэми стало не модно. Всякие гуру, сифу и сэнсэи изощряются в практике яварой методов цуками\захватов и кансецу\болевых. Иногда можно увидеть подраздел шимэ\удушения, но это скорее является исключением из практики, чем правилом.

Я не хочу сказать что это плохо. Я хочу заставить некоторых задуматься о приоритетах.
Представьте, что вас прихватил за грудки четкий и дерзкий пацанчик, а вы, о чудо!!!, сумели быстро извлечь явароподобную вещицу и пытаетесь взять ею на контроль фулюгана. Представили? Он разгоряченный вашим беспомощным видом, полным отсутствием рельефа на ваших руках, в руке у него бутылка пива. Он потный, вонючий и скользит по вам руками жирными от шаурмы. Вам страшно, ручки потеют, ножки трясутся от зашкалившего кол-ва адреналина. И вы этими мокрыми от пота или возможно уже и от крови, которая течет струйкой из вашего разбитого носа, руками пытаетесь схватить кого-то за руки…
Ага, вы правы, шансы стремятся к нулю. Недаром в боевом самбо отказались от раздела юби-дори\захваты за пальцы… слишком большая должна быть разница в силе и технической подготовке у атакующего и проводящего приемы юби-дори.

Другое дело атэми\удар.
В данном разделе тоже есть своя специфика, но эти действия более природны и заложены в подсознании изначально, что дает резко-положительные результаты в условиях стресса.

Немножко о тактике и стратегии.

Сейчас я расскажу страшную историю, за которую меня проклянут Гуру\Сифу/Сэнсэи зарабатывающие бабло на неведении неофитов и любителей волшебной пилюли.

Я хочу отметить, что явара — это не пистолет и не ужасающий нож Джона Рэмбо.
Не видите закономерности? Ок. Что будет если на вас направят пистолет? А если достанут огромный тесак и помашут им перед вашим носом?
Страшно? Вот! Это именно тот аспект, который помогает «уговорить» жертву отдать честь и кошелек, а атакующего отказаться от агрессии. Это называется управление угрозой.
А явара? Страшная? Нет! Сейчас многие предприниматели от БИ делают узорчики, фигурки и называют это яварой. Испугается ли голодный и злой гастарбайтер тотемного столбика висящего у вас на шее в виде медальона? 100% что нет!
Дело в том, что явара относится к скрытому оружию (хи-буки или какуси-буки).
Искусство его использования (какуси-буки-дзюцу) входило в число восемнадцати обязательных дисциплин, изучаемых самураями (бугэй дзюхаппан).
Основная сила этого оружия — неожиданность!
Вот стоит задрот и чмо, и утерается кровавыми соплями и вдруг… резко делает больно агрессору. И не просто больно, а ОЧЕНЬ БОЛЬНО!

Здесь главные качества:
— неожиданность появления оружия
— неожиданность эффективности его воздействия.

Останавливающие качества намного хуже чем у пистолета, дубинки или нервно-паралитического газа.
Останавливающие качества у явары на уровне ножа (кроме случаев когда вы управляете угрозой), только случайно убить яварой тяжело, а ножем как два пальца об асфальт…

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай», Павел Николаевич Пискун

Первая часть (историко-обзорная) по корням явары в Индии.
Вторая часть обзор по Китаю.
Третья — Япония
Четвертая — базовые понятия и то, чего никогда не скажут о яваре.
Пятая — техника атэми-дзюцу (начало).
Шестая — тотальное преимущество, стратегия и тактика.
Седьмая — техника атэми-дзюцу (продолжение).
Восьмая — техника цуками- и кансэцу-вадза (захваты и болевые).
Девятая — техника кюсе-дзюцу (использование явары при работе по точкам).

 

Вас заинтересует \ Related posts