0061Есть старая пословица: «Если не знаешь что делать с кастетом, то кастет тебе не поможет».

Итак, явара — это скрытое оружие. И как с любым другим оружием, с ней нужно практиковаться.

Для эффективного применения вы должны выработать навыки:— ношения,
— извлечения,
— применения оружия.

Если вы его неправильно носите или не можете быстро доставать, то применить его уже не успеете, и ваше оружие станет очередным трофеем противника.
Если не умеете применять, то оно для вас бесполезно.

Обучение начинают с захвата Кихон-мочи, т.к. такой хват 1) наиболее простой и 2) подходит новичкам со слабыми пальцами и 3) плохой координацией.
В основном используется для:

— атэми-дзюцу (удары).
— цуками-дзюцу (захваты и ущемления).
— кансецу-дзюцу (болевые).
— Подраздел Шимэ-дзюцу — недоступен.
— Подраздел Кюсе-дзюцу — недоступен.

Удары наносят тэн-атама и чин-атама.
Основная функция явары — усиливать воздействие. Как уже говорилось, ею увеличивают эффективность зацепов, захватов, болевых воздействий на точки и др., но если дать явару новичку, то он, в первую очередь будет бить или концами явары или, если явара тяжелая, использовать как утяжелитель руки, кастет.

Хотел написать, что техника применения такая же как в каратэ, но вспомнил, что современное японизированное каратэ радикально отличается от старого окинавского и даже старого японского каратэ.

Чтоб было понятнее напишу аналогами. Т.е. технику называю, а так как в японском каратэ эта техника несколько отличается, то буду уточнять некоторые моменты.

Итак, основной принцип это работа петлей. Движение начинается и заканчивается в камаэ, в одной точке. Я говорю об одном движении. Движение может быть повторным, но и тогда все возвращается в камаэ.

В отличии от западных методик тренировки на 4 стороны, китайские, окинавские и японские школы практикуют на 8 сторон. Это отражается и на режущих ударах и на перемещениях и на уколах.
Схема траекторий происходит от символа 法輪 «колесо закона, дхармы».круг

В буддизме восемь спиц трактуются как символы Благородного восьмеричного пути, а сам символ как колесо сансары (санскр. «блуждание», «круговорот»), который символизирует бесконечное круговращение бытия, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением в различных местопребываниях. Юмор заключается в том, что следуя закону мы отправляем злого человека на очередной виток перерождений, так сказать в исправительный виток.

В разделе ударов с яварой существует два типа: цуки\колющий и учи\рубящий. В разделе Учи есть подраздел кири\прорубающий, с проносом сквозь цель.

Атака строится сразу двойками на базовой технике каратэ.
Агоритм следующий:

1. Расслабляющий удар
2. Освобождение от захвата
3. Добивание.

Вы заметили, что я написал про двойки, а в алгоритме три действия?
Дело в том, что после вашей атаки противник может предпринять контр-действия (атаки или защиты) и ваш алгоритм превращается в такую последовательность:

1.1. Расслабляющий удар
1.2. Освобождение от захвата
2. Добивание.

Расслабляющий удар и освобождение от захвата — это одно непрерывное действие, где освобождением является удар по костям или суставам захватившей руки. Дальше вы проводите атакующие действия до п.2. Базовые блоки идут монолитной, неразделимой комбинацией.

Базовые защиты созданы по принципу защитной сферы, когда удары из любого сектора мгновенно нейтрализуются. Все защиты начинаются с единого базового положения, что резко повышает вариативность ответных или атакующих действий, а заодно снижает неопределенность выбора.bloki
Это всем известные защиты\блоки:
— аге-уке
— сото-уке
— учи-уке
— шуто-уке
— эмпи-уке
— гедан-барай
— отоши-уке.

На примере гедан-барай разберем технику защиты.
Для примера возьмем ситуацию когда вас схватили за руку и пытаются ударить второй рукой.
Если вы усвоили принцип «Каратэ ва сэнтэ нари», то вы проводя правой рукой на уровне глаз атакуете тэн-атамой лицо противника, а обратным движением срубаете чин-атамой его запясный сустав. При этом ваша захваченная рука делает хики-тэ натягивая на удар яварой руку противника.

Если вы проспали или замешкались доставая явару, то скорее всего начнете действовать на удар в голову. Тогда ваш замах становится защитой сметанием (сото-уке), а затем удар по суставу.
Как вариант, когда противник вошел в клинч, то это становится ударом чин-атамой в пах.

Гедан-барай с яварой может работать и как атакующая комбинация.
Шагаете вперед в выпад (йори-аши) и наносите тэн-атамой удар в лицо или шею, затем уходите с линии возможной атаки задней ногой в коса-дачи и наносите чин-атамой в пах.

Принцип и последовательность изучения:

1)точность, 
2)скорость,
3)сила.

Сначала изучают атаки на воздухе, медленно стараясь точно соблюдать траектории, постепенно ускоряясь.

Сначала изучают атаку петлей в пределах одной линии, потом восьмеркой в траекториях разных линий, затем изучают траектории:

  • круговая,
  • треугольник,
  • спирали скручивающиеся и раскручивающая,
  • обводная (S).

Потом на тренажерах отрабатывают скорость и добавляется сила (палки, чучела, манекены с глиной или пластилином).
Атаки и защиты изучают сначала на месте, потом на выпаде по силовым линиям (унсоку), потом в движении (прыжки, ходьба, бег и т.д.).

Проработка унсоку\перемещений отдельная тема.

Схема ухода с линии атаки простая:

1. Вход под уголом/треугольник\ирими,

2. Уходы\тай-сабаки.(ногами, корпусом, вращением и тд)… руки здесь в функции контроля или перехвата инициативы.

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай», Павел Николаевич Пискун

Первая часть (историко-обзорная) по корням явары в Индии.
Вторая часть обзор по Китаю.
Третья — Япония
Четвертая — базовые понятия и то, чего никогда не скажут о яваре.
Пятая — техника атэми-дзюцу (начало).
Шестая — тотальное преимущество, стратегия и тактика.
Седьмая — техника атэми-дзюцу (продолжение).
Восьмая — техника цуками- и кансэцу-вадза (захваты и болевые).
Девятая — техника кюсе-дзюцу (использование явары при работе по точкам).

Вас заинтересует \ Related posts