Рукопашный бой принципиально отличается от большинства видов двигательной деятельности и от всех видов спорта и физкультурно-оздоровительных занятий. Это отличие заключается в том, что область применения боевых навыков в полном, неискаженном виде и без каких-либо ограничений – это лишь частично прогнозируемые жизненные ситуации, целенаправленное создание или провоцирование которых в современном обществе считается противозаконным и неэтичным.Поэтому одной из первостепенных проблем является создание условий для приобретения бойцами-рукопашниками прикладной направленности практического опыта применения умений и двигательных навыков, адекватных реальным боевым ситуациям.

В отличие от любого вида спорта, в прикладном рукопашном бою в полном, целостном виде, по определению нет и не может быть «собственно соревновательных упражнений».

1234018954_1Если, например, тренер по легкой атлетике может и должен на определенном (как правило, достаточно раннем) этапе обучения и тренировок говорить занимающимся: «а теперь – беги!» (прыгай, метай, толкай и т. д.), то в рукопашном бое дело обстоит, как уже говорилось, принципиально иначе.

Одно из наиболее, на наш взгляд, удачных определений цели применения навыков рукопашного боя формулируется как «лишение противника возможности продолжать бой» с дополнительным условием – «в кратчайшее время». В широком смысле слова «лишение возможности», на практике во многих случаях реализуется как частичное или полное лишение противника способности к продолжению боя.

И если в спортивной борьбе это может быть бросок с последующим удержанием, а в боксе – нокаут (кстати, тоже весьма небезопасный для нокаутируемого), то в условиях необходимой обороны очень часто отсутствует возможность избежать причинения травм, увечий, а иногда и смерти противнику (юр. – посягающему лицу). Смерть посягающего лица или причинение ему травмы, несовместимой с продолжением боя является наиболее надежными способами лишения его возможности продолжать общественно опасное посягательство.

Таким образом, в современном обществе юридически оправдано причинение в состоянии необходимой обороны вреда посягающему лицу, а на сотрудников правоохранительных органах в определенных ситуациях возлагаются обязанности, исполнение которых также сопряжено с нередко неизбежным причинением такого вреда (задержание, необходимая оборона, крайняя необходимость, защита других лиц, охраняемых законом интересов и т.д. ).

 Однако в широко применяемых сегодня для подготовки бойцов-рукопашников спортивных или прикладных видах единоборств вынужденно применяются ограничения или запреты на те или иные действия или способы воздействия на противника, которые могут и должны применяться в бою.

В самом общем виде это проявляется как запрет на нанесение ударов в бросковых видах единоборств, и на выполнение захватов и бросков – в ударных. Это логично приводит к рабочей гипотезе о целесообразности не только сочетания в процессе подготовки методов обучения и тренировки, характерных для бросковых и ударных противоборств (что на практике давно применяется), но и сочетания присущих им систем запретов и ограничений, в чистом или модифицированном виде, для проведения учебных, тренировочных и соревновательных поединков. Представляется целесообразным использование для обучения и педагогического контроля именно сочетания взаимодополняющих видов противоборства, позволяющих приобретать необходимые прикладные навыки.

По области применения рукопашный бой условно можно разделить на следующие прикладные направления:

— необходимая оборона для гражданских лиц;

— необходимая оборона для сотрудников правоохранительных органов;

— задержание посягающих на охраняемые интересы лиц;

— задержание подозреваемых в совершении общественно опасных деяний лиц сотрудниками правоохранительных органов и гражданскими лицами;

— армейский рукопашный бой;

— рукопашный бой для специальных войсковых подразделений.

 Рукопашный бой как вид спорта, а это в России, в первую очередь, боевое самбо и АРБ, в некоторой мере могут служить этой цели. Также в качестве систем обучения и тренировки бойцов широко применяются различные виды спортивной борьбы, бокс, виды спорта, происходящие из так называемых «восточных единоборств» и ставшие популярными в последние десятилетия «смешанные единоборства» («бои без правил», панкратион, «микс-файт» и т.п.).

Использование существующих спортивных единоборств для подготовки сотрудников правоохранительных органов, сотрудников охранных предприятий, к применению физической силы в рамках их служебных обязанностей и полномочий, имеет ряд существенных недостатков.

В спортивной борьбе (самбо, дзюдо) запрещены болевые приемы в стойке. Однако именно они являются основой приемов задержания и сопровождения.

Навык завершения броска удержанием или болевым приемом в партере хорош в условиях спортивных соревнований, но опасен в бою с несколькими противниками или на травмоопасной поверхности, нецелесообразен при исполнении профессиональных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов, охранных предприятий и подразделений и т.п.

Отсутствие в бросковой системе ударов ведет как к неумению бойца наносить удары, так и к невозможности эффективного обучения ответным действиям на нападения с применением ударных техник, в том числе броскам с использованием кинетической энергии противника, наносящего удар.

Запреты на удары в определенные зоны и части тела (по затылку и ниже пояса в боксе, в пах во всех спортивных противоборствах), а также теми или иными частями тела (ногами, локтями, тыльной стороной перчатки и головой в боксе; коленями, локтями и головой в кикбоксинге и т.п.) ведут как к неумению (за ненадобностью в условиях соревнований) наносить такие удары активно противодействующему противнику, так и неумению эффективно им противодействовать.

Защитное снаряжение при проведении тренировочных и соревновательных боев используется в армейском рукопашном бое, кикбоксинге, таэквондо, киокушинкай-каратэ, кудо. Оно дает возможность уменьшить количество запрещенных ударов и зон поражения,  но в то же время не позволяет в полной мере оценивать степень воздействия этих ударов на боеспособность противника. Это приводит к упрощенному, как правило, субъективному оцениванию боевой эффективности (и влияющих на нее отдельных параметров) ударов, что в свою очередь существенно влияет, с учетом правил соревнований, на тактику и технику.

Защитное снаряжение, недостаточно защищает от травмирования при бросковых и болевых приемах, но при этом значительно ограничивают подвижность.

Как защитное снаряжение, так и запреты на те или иные действия, не всегда эффективны для защиты участников поединка от повреждений, нередко причиняющих тяжелый или средней тяжести вред здоровью.

Так, во время поединка отборочного тура первенства г. Москвы по каратэ киокушинкай среди юниоров, один из участников поединка нанес другому запрещенный правилами соревнований удар ногой в пах. Паховая раковина, используемая в соответствии с правилами соревнований, от удара раскололась, что привело к тяжелой травме спортсмена.

По мнению многих тренеров и судей, видевших данный поединок во время соревнований и, впоследствии, при просмотре видеозаписи, удар был нанесен намеренно, мотивом совершения запрещенного действия была неспособность победить более подготовленного соперника без нарушения правил.

Этот пример наглядно подтверждает ранее упомянутые недостатки существующих в настоящее время соревнований по единоборствам как в качестве способа приобретения опыта применения прикладных боевых навыков, так и в качестве средства педагогического контроля:

  1. Запрет на определенные способы воздействия или виды воздействий приводит к полной или частичной неспособности своевременно от них защититься.
  2. Использование в процессе обучения защитного снаряжения приводит к недооценке эффективности боевых приемов, от которых оно должно защищать, и также к неспособности защищаться от таких приемов.

 Помимо этих, наиболее значимых недостатков, необходимо отметить следующие:

— субъективность судейской и тренерской оценки эффективности воздействия приемов на боеспособность человека часто приводит к формированию неадекватного представления об этих приемах — и рукопашном бое в целом – у обучаемых;

 — правила соревнований во многих случаях разрабатываются не с целью эффективного формирования у спортсменов прикладных навыков, а для обеспечения зрелищности поединков;

 Полное отсутствие каких-либо запретов и ограничений в известных сейчас видах легальных соревнований, включая разнообразные версии «боев без правил», не встречается.

Освоение навыков боя с двумя и большим количеством противников, закрепление и совершенствование этих навыков в рамках спортивных единоборств не предусмотрено. Частично эти задачи могут решаться использованием в подготовке командных спортивных и подвижных игр (регби, «регби на коленях», «зверобол» и т.п.), но применение для такого важного раздела только лишь игрового метода явно недостаточно. Необходима методически структурированная тактическая и техническая подготовка к пресечению нападения нескольких противников.

Изучение в учебных вариантах (на поддающемся сопернике, в замедленном темпе и т.п.) боевых приемов, запрещенных в соревновательной практике, часто приводит к неумению или неготовности применять их к активно сопротивляющемуся или нападающему противнику.

Направление нашего исследования может быть сформулировано как поиск системы правил проведения учебных, тренировочных и соревновательных поединков (а в некоторых случаях и командных противоборств), дающих возможность приобретение их участниками двигательного опыта, максимально соответствующего реальным боевым условиям, при минимальном травматизме.

Частными задачами исследования являются:

— проверка гипотезы об эффективности и приемлемом уровне травматизма при использовании оптимального сочетания разных видов противоборств (разработка двое- или многоборья);

— оценка эффективности использования в неизменном виде применяемых в настоящее время видов противоборств и их сочетаний;

— оценка эффективности использования в неизменном виде существующих, но не применяемых или недостаточно широко применяемых в качестве средства подготовки видов противоборств и их сочетаний;

— выявление недостатков существующих и применяемых видов противоборств и определение возможных путей их развития для повышения эффективности или снижения травматизма.

Отдельным направлением работы являлось исследование возможностей формирования и совершенствования навыков определения пределов, установленных действующим законодательством, и принятия в кратчайший промежуток времени решения о возможности и необходимости их соблюдения или нарушения с последующим выполнением адекватных ситуации двигательных действий, эффективно решающих задачу защиты декларируемых обществом ценностей и интересов от посягательства.

С этой целью в некоторых случаях применяются разнообразные «ситуационные тренинги»,  эффективность которых может значительно повыситься при их сочетании с оптимальной системой строгой регламентации запретов и ограничений, позволяющей формировать у обучаемых надежные навыки.

Применение такой тренировки в качестве основного средства правовой подготовки бойцов-рукопашников наряду с широко применяющимися в настоящее время теоретическими, возможно, выводит этот раздел комплексной подготовки на качественно иной уровень.

Результаты анализа доступной литературы сводится к следующему:

1. Возможности совершенствование существующих и разработка новых методик обучения, тренировки и педагогического контроля за подготовленностью бойцов-рукопашников еще не исчерпаны.

2. Необходима единая двигательная основа для ударных и бросковых техник, унифицированный способ перемещений.

3. Необходима разработка и совершенствование оборудования и экипировки (протектора, снаряды, манекены, симуляторы, интерактивные компьютерные системы), обеспечивающих приемлемый уровень безопасности для жизни и здоровья спортсменов в процессе тренировок и соревнований и повышающих уровень объективности оценивания боевой эффективности их действий.

4. В некоторых случаях целесообразно применение учебных и соревновательных поединков, правила которых предусматривают дифференцированные правила для обоих участников.

5. В научной литературе отсутствуют сведения об экспериментальной проверке целесообразности для обучения прикладному рукопашному бою оформившегося в спорте разделения единоборств на ударные и бросковые.

Рабочая гипотеза: На определенных этапах подготовки целесообразно применение в качестве основного средства сочетания учебных и тренировочных поединков раздельно по ударному и бросковому разделам техники рукопашного боя.

Педагогический эксперимент проводился для проверки гипотезы о том, что использование в качестве основного средства обучения учебных и тренировочных поединков по бросковому и ударному разделам более эффективно для обучения занимающихся применению технических приемов обоих разделов, нежели наработка их практического применения непосредственно в поединках по смешанным правилам.

Контингент занимающихся – совершеннолетние гражданские лица мужского пола, не имеющие спортивных разрядов или званий по спортивным единоборствам и не связанных по основному виду деятельности с овладением навыками прикладного рукопашного боя.

Занятия проводились на базе частного охранного предприятия, в спортивном зале с борцовским покрытием, с использованием снарядов, используемых для тренировок сотрудников личной охраны.

В качестве средства педагогического контроля проводились поединки по упрощенным правилам армейского рукопашного боя, с использованием соответствующего защитного снаряжения.

В течение последующих пяти месяцев в экспериментальной группе проводились раздельные тренировки по ударной и бросковой технике.

Тренировки по бросковому разделу состояли из стандартной для обеих групп разминки, повторения ранее изученных приемов в одиночку и в парах, изучения и отработки новых приемов в одиночку и в парах и с манекенами, учебных борцовских поединков (без ударов) с задачей выполнить те или иные приемы, и свободных поединков, также по упрощенным правилам борьбы, с запретом на нанесение ударов.

Занятия по ударному разделу также включали в себя стандартную разминку, повторение ранее изученных технических действий в одиночку перед зеркалом, в одиночку на снарядах, в парах, изучение новых техник, также перед зеркалом, в парах, на снарядах. Аналогично с занятиями по борцовскому разделу после изучения и отработки приемов, обучение их выполнению продолжалось в обусловленных поединках со специализированными задачами (как правило на успешное проведение недавно изученных приемов), а также в свободных поединках, исключающих проведение захватов, бросков, болевых, удушающих приемов и удержаний.

sem-5Поединки по смешанным правилам (упрощенные правила армейского рукопашного боя, с использованием защитного снаряжения), проводились один раз в месяц, то есть их доля в общем количестве учебных и тренировочных поединков не превышала 4%. Такие поединки проводились на специально отведенных занятиях, в виде внутригрупповых соревнований по круговой турнирной системе.

В контрольной группе все технические действия изучались в той же последовательности, но отработка их применения в условиях борцовских поединков с запретом на ударные действия и ударных поединков с запретом на борцовские приемы не применялась. Обучение применению новых и ранее изученных приемов на сопротивляющемся противнике проводилось только в условиях поединков по упрощенным правилам армейского рукопашного боя с использованием защитного снаряжения.

Также, как в экспериментальной группе, один раз в месяц проводились внутригрупповые турниры по круговой системе.

По истечении трех месяцев занятий были проведены промежуточные соревнования между занимающимися в контрольной и экспериментальной группах.

sem-2Физическая подготовка в контрольной и экспериментальной группах, с целью исключения ее влияния на результаты эксперимента, была унифицирована, и состояла из стандартного комплекса силовых упражнений, выполняемого в конце каждого занятия, за исключением дней внутригрупповых турниров.

При организации педагогического эксперимента были обеспечены равные условия для контрольной и экспериментальной групп. С этой целью были установлены:

— равное количество изучаемых приемов;

— равная продолжительность занятий.

На протяжении всего времени эксперимента во все занятия обеих групп в равном объеме включались одинаковые ситуационные упражнения по формированию и совершенствованию навыков дифференцированного применения приемов самообороны в  различных ситуациях, а также подготовительные упражнения для боя на лестнице.

По завершении полугодичного эксперимента были проведены итоговые соревнования, в которых каждый участник экспериментальной группы провел по одному поединку с каждым участником контрольной группы.

В промежуточных и итоговых соревнованиях участники обеих групп участвовали по желанию, отказ от поединка или от участия в соревнованиях приравнивался, соответственно, к поражению в поединке с одним или всеми соперниками.

Ситуационная тренировка, включавшаяся в занятия обеих групп, заключалась в ролевом исполнении смоделированных типовых ситуаций, сходных с реальными ситуациями, требующими применения практических навыков самообороны.

При этом моделировались ситуации, в которых явно предпочтительным является применение приемов либо ударного, либо броскового раздела изучаемой техники рукопашного боя.

Для моделирования был проведен опрос занимающихся, анализ статистики МВД, опрошен ряд специалистов по подготовке сотрудников охранных предприятий и государственных органов безопасности.

По результатам опросов и милицейской статистики было установлено, что наиболее часто встречающейся целью обучения рукопашному бою и самообороне у гражданских лиц является получение надежных навыков позволяющих защитить себя и близких от преступных посягательств в общественных местах.

Согласно статистическим данным МВД РФ за период с января по сентябрь 2007 года, всего было зарегистрировано преступлений, совершенных в общественных местах 502025. Из них 295752 совершены на улицах, площадях, парках и скверах.

Среди преступлений против личности, связанных с насилием, с огромным отрывом лидировали грабежи.

диаграмма к диплому макса1

Криминалистическая характеристика грабежа выделяет в качестве одного из квалифицирующих признаков непосредственную угрозу насилия, причем в большинстве случаев перехода ситуации в стадию физического противоборства преступников и потерпевшего, своевременное и эффективное противодействие со стороны лица, подвергшегося нападению, приводит к отказу преступников от продолжения ограбления.

диаграмма к диплому макса

В связи с этим особое внимание уделялось формированию у занимающихся навыка своевременной и адекватной двигательной реакции как на возникновение угрозы, так и непосредственно на начало атакующих действий преступника.

В ходе опросов специалистов и самих занимающихся было установлено, что в большинстве случаев нападение начиналось с попытки захвата за одежду или за руку, либо с прямого или бокового удара рукой в голову. Другие варианты начала нападения встречались значительно реже.

Таким образом, было решено отрабатывать в ситуационных упражнениях защиту от атаки рукой в голову и от захватов.

В качестве средства контроля влияния правил учебных и тренировочных поединков на формирование у занимающихся навыков самообороны было решено использовать ситуационные ролевые упражнения, в которых один или несколько занимающихся исполняли роль нападающих.

Для снижения вероятности травм также использовалось защитное снаряжение (перчатки для рукопашного боя, открытые шлемы, паховые раковины).

Тип моделируемой ситуации, момент начала нападения, способ нападения и наиболее эффективный способ противодействия ему, тестируемому заранее не сообщились, однако для упрощения проведения тестирования и обработки результатов использовались два основных типа ситуаций (с вербальным и без вербального контакта), два основных способа нападения (захват за одежду или за руку либо боковой удар рукой в голову).

Способ противодействия нападению не оговаривался.

Оценивались своевременность двигательной реакции, ее соответствие способу нападения и эффективность исполнения, а также мотивированность, то есть выполнение приемов самообороны только после начала нападения одного или нескольких условных противников.

Несвоевременной реакцией признавалось выполнение приема с запаздыванием, лишающим прием боевой эффективности, либо «немотивированное» выполнение приема до начала нападения.

Неадекватной реакцией или неэффективным исполнением приема признавались все действия, при которых не обеспечивалась защита от удара или освобождение от захвата.

Мотивированность, своевременность, адекватность и эффективность двигательной реакции на действия условных противников были приняты за критерии оценивания ситуационной подготовленности. По каждому из этих показателей в каждом упражнении начислялась оценка от 0 до 1 балла.

Для определения степени надежности исполнения приемов каждый тестируемый выполнял ситуационное упражнение трижды, с разными условными противниками и разными моделями ситуаций. Баллы, набранные занимающимся в трех попытках, суммировались (таблица №5).

Экспериментальная группа Контрольная группа
Номер участника I II III Сумма баллов Номер участника I II III Сумма баллов

1

4

3

4

11

1

2

2

3

7

2

2

4

3

9

2

1

0

4

5

3

3

3

2

8

3

3

1

3

7

4

4

4

4

12

4

2

1

3

6

5

2

3

3

8

5

2

3

0

5

6

4

2

4

10

6

0

4

3

7

7

3

2

4

9

7

1

3

3

7

8

4

4

3

11

8

3

4

2

9

Наблюдения за качеством выполнения приемов в ходе соревнований и ситуационных упражнений показали, что участники экспериментальной группы выполняют технические действия более четко и уверенно.

Для текущего контроля настроения и самочувствия занимающихся обеих групп, проводились еженедельные опросы, которые показали, что участники экспериментальной группы благодаря чередованию бросковых и ударных тренировок быстрее восстанавливаются, им легче сохранять внимание к изучаемому материалу в течение занятия; участники же контрольной группы сообщали о трудности сосредоточения при изучении разнообразных техник во время одной тренировки, отмечали усталость, накапливающуюся к концу недели.

ВЫВОДЫ

1. При сочетании в процессе обучения технике и тактике рукопашного боя раздельных учебных и тренировочных поединков по бросковому и ударному разделам техники формируются навыки эффективного исполнения приемов обоих разделов в смешанных ударно-бросковых поединков.

2. Статистически достоверное тактико-техническое преимущество участников экспериментальной группы в соревнованиях с представителями контрольной группы свидетельствует в пользу целесообразности применения в качестве основного средства формирования двигательных навыков бойцов-рукопашников на начальном этапе обучения раздельных учебных и тренировочных поединков по бросковому и ударному разделам техники.

3. Статистически достоверное преимущество участников экспериментальной группы по результатам тестирования в ситуационных упражнениях на дифференцированное выполнение приемов самообороны, позволяют сделать вывод о предпочтительности на начальном этапе обучения раздельной отработки ударных и бросковых приемов рукопашного боя и самообороны для формирования надежных навыков их применения.

4. Наблюдения и опрос занимающихся показали, что чередование бросковых и ударных тренировок способствует не только более эффективному обучению, но и положительно сказывается на их самочувствии и работоспособности.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Для обучения практическому применению приемов рукопашного боя и самообороны без ограничений, присущих спортивным единоборствам, целесообразно сочетание учебных и тренировочных поединков как по борьбе, так и по ударным единоборствам.
  2. На начальном этапе обучения раздельное изучение ударного и броскового разделов техники рукопашного боя более предпочтительно.
  3. Учебные и тренировочные поединки по смешанным правилам целесообразно использовать после надежного освоения ударного и броскового разделов техники рукопашного боя.

Якубов Максим

2010 г.

Вас заинтересует \ Related posts