defaultВ интернете, как в большой помойке, можно найти всё! За последние годы в этой помойке активно продвигается огромное количество «волшебных таблеток» для неудачников на которую ведутся не только последние ло… пухи, но и просто плохо информированные люди. Любая «волшебная таблетка» работает на принципе страстей, желаний и слабостей. По сути это крючок, где приманкой служит желание быстро и не напрягаясь получить какое либо благо или преимущество. Один из этих крючков это Психологическая подготовка. Да, именно с большой буквы! Ловцы предлагают вам стать, ни много ни мало, боевым роботом по кличке Терминатор, или Падшим Богом, или Суперменом, Волком-Оборотнем, Драконом, а то и самой Смертью. Предлагаются очень сложные и запутанные схемы подготовки, обращения к архетипам, языческим богам и подсознанию. В общем, любому неофиту становится понятно, что без гуру ну никак не обойтись.

На самом деле все просто. Старыми мастерами были определены три основные составляющие подготовки воина:sin gi tai

«син»  心   дух, сердце (внутренний, духовный элемент, психические аспекты),

«ги»  技  искусство, умение, мастерство, ловкость (элемент технической подготовки),

«тай»  体  тело, форма (элемент физической подготовки).

Все три составляющие являются единым целым, и символически изображаются в виде треугольника, в основании которого находятся элементы  体   «тай» и  技   «ги», а в вершине — духовный элемент  心   «син».

Как я уже писал: «Физическая и техническая подготовка является фундаментом для  духа воина». Если одна из частей не будет проработана, то ваша боевая система будет нежизнеспособна.

Секрет психологической подготовки оказался там, где никто его не ищет: на самом видном месте. Это настолько неожиданно для многих, что они не могут в это поверить. И это понятно, т.к. многие не имеют представления не только о методике преподавания, но и о элементарной схеме, последовательности, подготовки.

Общая схема становится более понятной если мы переворачиваем треугольник набок и проводим вектор с лева на право:

sin gi tai

1. «Тай»  体  Тело.    1.1. «Син»  心  Дух.

2. «Ги»  技  Умение.  2.1.«Син»  心  Дух.

Вы заметили, что Дух развивается параллельно с развитием тела и техники? Это не просто аллегория, а принципиальная схема! Мысля современными категориями, мы понимаем, что развитие Тела это ОФП, СФП и вспомогательные упражнения (гибкость, управление телом\координация, умение напрягаться и расслабляться), Умения – это кихон, ката, кумитэ. Структура психологической подготовки подробно описана в статье про медитацию, а схематично выглядит так:

  • 1) дыхательные упражнения и методики релаксации;
  • 2) статическая медитация;
  • 3) вхождения в нужные психические состояния и эйдосы;
  • 4)входы в боевые состояния и регулирования нервно-психического напряжения.

Каждый из разделов имеет свою схему, но содержит общее для воспитания духа воина, или, на современный лад, психологической подготовки.

Эта общность происходит из педагогического принципа «от простого к сложному».

Если расписать подробнее, то схема выглядит так:

1. Тело

1.1. ОФП в облегченных условиях

1.2. ОФП с высокой интенсивностью

1.3. ОФП в соревновательном режиме или с психологическим прессингом

1.4. СФП в облегченных условиях

1.5. СФП с высокой интенсивностью

1.6. СФП в соревновательном режиме или с психологическим прессингом

2. Умение\техника.

2.1. иппон-кумитэ, полностью обусловленный спарринг

2.2. дзю-иппон-кумитэ, заданный спарринг с элементами неопределенности.

2.3. дзю-кумитэ, свободный, необусловленный спарринг

2.4. дзю-кумитэ с трудным противником

2.5. дзю-кумитэ в условиях конкуренции или внутренних соревнований

2.6. дзю-кумитэ с психологическим давлением на бойца.

Давайте теперь разберемся, почему именно так, а не иначе.

Вся схема построена с учетом роста напряженности для психических процессов, т.е. мы точно также «накачиваем» психику, как атлеты накачивают бицепс: от малых весов к большим. Поэтому на первом этапе идет напряжение физическое, а на втором – психическое. Если человек не может преодолеть себя, свое тело, то преодолеть противника ему будет во сто крат сложнее. Ах, да! Этот подход не касается «групп здоровья», для которых важнее потусить, а задача всестороннего развития не стоит в принципе.

Самый первый пункт (п.1.1.) – это обучение действию, к примеру, отжимания. Для грамотного тренера это и метод воздействия на бойца и своеобразный тест. То как ведет себя боец при отжиманиях (на максимум своих возможностей) очень часто показывает, в каком состоянии его волевые качества и как их в дальнейшем корректировать. Методики коррекции зависят от того дожал ли боец до отказа, или остановился в тот момент когда стало тяжело, или он сделал только до первых усилий. На этом этапе методы сугубо психологической подготовки сводятся к основам саморегуляции, дыхательным упражнениям, основам статической медитации (концентрация внимания). Чтоб не было непонимания, сразу хочу сказать, что в этот период идет параллельное изучение базовой техники! На начальном этапе ОФП и тренинг базовой техники может составлять, в процентном соотношении, 50% на 50%! В основном оттачивают форму базы и точность ударов и т.д.

Далее (п.1.2.) мы различными способами повышаем напряженность. Это может происходить за счет более высокого темпа, сокращения временных промежутков, уменьшения пауз отдыха, применения отягощений и др. Основная задача тренера – это развить в ученике «Эффект Победителя». Он должен создать ситуации серии побед-достижений, для укрепления в ученике уверенности в себе, в своих силах, в способности преодолеть трудности. Тренер должен ставить ученику посильную задачу, иногда нарочно завышая уровень трудности, который ученику не преодолеть на данном этапе. Такие трудности ставятся осознанно, и их течение контролируется тренером с особым вниманием, т.к. нужно помочь ученику выйти победителем из этого искусственно созданного кризиса. Мы приучаем бойца как к победам, так и к поражениям. И то и другое для ученика должны стать опытом, фундаментом для его развития. Здесь цель заставить ученика поверить в свои силы, в возможность преодолеть кризис. На этом этапе элементы психологической подготовки сводятся к нейтрализации излишков напряженности, которая может проявляться как на психическом уровне (усталость, рассеянное внимание\деконцентрация и т.д.) так и на физическом (расслабление мышечных зажимов, восстановление после нагрузок и др.). Ученика учат контролировать своё внутреннее состояние, находить источники напряженности и произвольно устранять их. С техникой боя происходит все тоже самое, что и ОФП. Разница лишь в том, что происходит разделение по времени пиков нагрузок в пределах микроцикла. Например, если интенсивность нагрузки по ОФП составит 70%, то в технике 30%, и наоборот. На этом этапе прорабатывают элементы приемов и соединяют их в целое. В основном нарабатывают скорость ударов, входов\ирими и др.

Следующий этап (п.1.3.) характерен очередным скачком напряженности. В группе проводят всевозможные эстафеты, соревнования по ОФП. Давление идет как со стороны однокурсников, так и со стороны тренера. Возможны введения системы рейтингов курса\группы. На этом этапе ученик уже достаточно хорошо выполняет действия без давления на психику и поэтому учится работать в условиях помех и давления. Положительные результаты закрепляются учеником при помощи психофизических упражнений и элементов управления, и в дальнейшем подкрепляются повторно. Техническая сторона характеризуется работой одиночной техники с полной силой и скоростью. Принцип распределения нагрузки как на предыдущем этапе.

На этом этапе очень часто проявляются отказы. Например, когда тренер громким голосом подбадривает ученика увеличить силу удара или скорость отжимания у некоторых учеников происходит сбой из-за непроработанности предыдущего этапа. Это происходит либо из-за того что ученик пропускал занятия, или переход с этапа на этап был слишком резким. В любом случае нагрузку чуть снижают. Иногда такое происходит из-за недостатка мотивации. В таком случае достаточно проработать этот момент не снижая нагрузки.

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай», Павел Николаевич Пискун

Вас заинтересует \ Related posts