РЕЗНЯ ПО-МАКЕДОНСКИ.

У нас осталась последняя строчка: «Передняя и задняя руки составляют единое целое». О чём идет речь?

Для начала – очередная минутка культурно-просветительского стёба на нашем канале. В китайской литературе есть такое понятие: «Четыре Великих Творения». Это четыре наиболее известных китайских романа:

  1. «Троецарствие» (военно-политическая эпопея).
  2. «Сон в Красном тереме» (бытовой роман).
  3. «Путешествие на Запад» (квест – он и есть квест).
  4. «Речные заводи» (это то, на чём росли мальчишки ХХ века – приключенческий роман. Да еще и с элементами боевых искусств. «Пираты ХХ века» в прозе, короче).

Одним из героев «Речных заводей» был У Сун – могучий смельчак, мастерски владевший боевыми искусствами. У Сун совершил немало славных подвигов, в том числе голыми руками, и даже – скованными руками: однажды злые стражники заковали его в колодки, но герой всё равно всех побил. В колодках руки его, безусловно, составляли «единое целое».

…Но к багуачжан такая трактовка вряд ли имеет какое-то отношение. Легенда гласит, что сам Дун Хайчуань называл свой стиль «Чжуан чжан» — «Вращающиеся ладони». А удобно вращать ладонями, если руки закованы в наручники? Не-а, неудобно. Значит, придется искать другое, более правдоподобное объяснение.

Ладно, шутки в сторону. В контексте первых двух Песен «руки – единое целое», конечно же, означают требования к формированию основной боевой позиции. Итак: правая рука выпрямлена, ладонь контролирует центральную линию на уровне головы. Ладонь левой руки контролирует центральную линию на уровне солнечного сплетения. Локти прикрывают тело слева и справа. Итого: мы имеем прочную и упругую структуру, которую в ушу называют «треугольником», а некоторые коллеги зовут «ледоколом». В сочетании с выполнением прочих требований к телу мы получаем позицию, которую КоТ обозвал «средневзвешенной стойкой, практически на 80% лишенной уязвимости из-за неподвижного положения тела и рук, и на 20% — из-за среднего положения, в динамике способного минимумом движений защитить максимум тела».

Это что касается статического (точнее, «условно статического» положения рук – с учётом той работы, которая была описана выше, в тексте про «обнимашки»). А если пойти дальше, и проследить реализацию рассматриваемого принципа в динамике?

В динамике принцип «Руки едины» означает то, что боец должен контролировать обе руки. Что означает «контролировать»? Я бы выделил три основных правила работы рук:

  1. Каждая рука выполняет свою задачу (практически по-Суворовски – «Всяк солдат знай свой манёвр»).
  2. Руки помогают друг другу (такая помощь может выражаться и в усилении, и в балансе-противовесе, и в защито-атаках).
  3. Руки не мешают друг другу.

Все мы прекрасно знаем часто встречающуюся у начинающих бойцов (да и не только у начинающих, честно скажем) ошибку: «рабочей» у них является только одна рука. В то время, когда «рабочая» рука бьёт или колет – вторая где-то бесконтрольно, безвольно болтается. В лучшем случае такая рука бесполезна, в худшем – вредна.

(Поэтому, кстати, ушу-показухах, «баоянь» зловредные китайские деды всегда оценивают «наполненность» второй руки: в ней всегда предполагается нож, баклер (тьфу, просто щит!), палка, песок и т.п.).

Почему, например, на занятиях по самбо в школах милиции при обучении болевым приёмам инструкторы всегда требовали предварительно наносить так называемый «расслабляющий удар»? А всё очень просто: если начать крутить руку противника просто так, без предварительной подготовки – он напряжет руку (а то и наоборот – полностью расслабит), и ничего не получится. А если предварительно дать ему в лоб – то он переключится на ощущения во лбу, а про руку забудет – вот тут её и надо крутить.

Если «забытой» рукой воспользовался противник – тут всегда можно сказать, что он просто был сильнее, ему повезло и т.д. А вот когда, по причине отсутствия контроля, сам травмируешь свою же руку – вот это уже обидно. В ситуации безоружного поединка всё не особо страшно – ну, сильно ударишь себя по руке, можно и потерпеть. А вот если в руке клинок – можно ведь и себя же и резануть, а если пистолет – то и прострелить.

В упомянутых уже школах милиции именно поэтому учили вторую руку держать за спиной (или упирать в пояс, или прятать в карман – сейчас-то проще: учат двуручному хвату). А если по пистолету в каждой руке?

А что, разве из двух пистолетов стреляют? Ну конечно: про это же целая книга написана, «Момент истины» называется! Еще один герой ХХ века, старший лейтенант Евгений Таманцев (боевым умениям которого люто завидовали все мальчишки) только так и стрелял по вражеским агентам – с двух рук. Такой способ ведения огня в книге именуется «Стрельба по-македонски – стрельба на ходу из пистолетов (или револьверов) по движущейся цели». Фактически, плотность стрельбы повышалась вдвое.

Работа обеими руками на ходу… да не, опять бред… кто сказал «багуа»?

Тем не менее – да, определенное сходство принципов ведения боя прослеживается (за исключением, конечно, пистолетов и револьверов).

Я ведь уже упоминал легенду о Чэне Тинхуа, который бился с интервентами двумя мечами? В этой легенде, конечно, всё запутано. Даже если предположить, что это событие имело место в действительности – мы не можем сказать, каким именно оружием работал прадед Чэн. Дело в том, что словом «дао» (刀) обозначают очень большое количество однолезвийных клинков. И кухонный нож – «дао», и здоровенный полутораметровый багуанский меч – тоже «дао». Поэтому легендарный Чэн с одинаковым успехом мог работать и двумя ножами, и двумя мечами, и мечом в правой руке, а ножом – в левой…

Современные ножевики, кстати, достаточно критично относятся к идее работать одновременно двумя ножами: в ситуации обоюдного (или. Как сейчас модно выражаться, «симметричного») ножевого боя второй клинок скорее ограничивает возможности бойца – нельзя хватать, нельзя нелетально бить. А вот одновременная работа длинным и коротким клинком («эспада», так сказать, и «дага») – это же классика европейского фехтования. И в этом – в использовании одновременно длинного и короткого клинков — китайцы были полностью солидарны со своими испанскими коллегами (не только, конечно, испанскими). Не верите? Посмотрите любое видео или откройте любую книгу по работе с китайским прямым мечом (партийная кличка – «цзянь»). Практически во всех традиционных стилях ушу (не только в багуачжан) при выполнении таолу с цзянем существует требование формировать вторую кисть в положение «пальцы-меч» (указательный и средний пальцы сомкнуты и вытянуты, большой, безымянный и мизинец «собраны в кулак». Нахрена, спрашивается? Да вот как раз для этого: меч или шпага предполагают определенную дистанцию. Если противник «прорывается в клинч» — длинный клинок становится практически бесполезен. И вот тут, на ближней дистанции, врага поджидает неприятный сюрприз в виде короткого клинка (ножа или стилета).

Но такой манерой багуачжан не ограничивается: существует достаточно большое количество «эксклюзивного», стилевого клинкового оружия – причем все они парные! Не поленитесь, посмотрите их фотографии: «клинки петушиной лапы», «крюки-серпы», «оленьи рога», «клинки утки-мандаринки», «ураган-колёса» — одно другого гадостнее, одно другого пакостнее! Врываясь в толпу, «обоерукий» боец фактически превращается в «ходячую (точнее, бегущую) мясорубку»!

Помните, я написал, что первоначально стиль Дуна Хайчуаня назывался «вращающимися ладонями»? Попробуйте повращать голыми ладонями? Как ни вращай – один хрен, бить будем или ребром, или основанием. А теперь повращайте ладонями с зажатыми в ними багуанскими бяками? О-о-о! С каждым изящным вращением руки бяка являет всё новые и новые грани своей мерзопакостной сущности!

…К счастью (вряд ли «к сожалению»), и стрельба по-македонски, и багуашные крюкозябры – всё это уже в прошлом. Пару пистолетов для решения спецзадач успешно заменили пистолеты-пулеметы. Ну а боевое применение клинков багуачжан ушло вместе с эпохой «людей Цзянху» — современные воины используют табельное холодное оружие преимущественно для нарезания сала и колбасы. Поэтому нам они пригодятся разве что в качестве «лёгких гантелек» — для проработки тела, способов приложения силы, ну и для упомянутого контроля обеих рук.

Тут и песенке конец! А кто слушал – молодец!

 

 

Продолжение следует…

старший инструктор РСОО ПРБИ «Тойквай»,
А. А. Норинский.

36 песен багуачжан. Часть 0: Вместе весело шагать…
36 песен багуачжан. Песнь 1.0: Тело в дело.
36 песен багуачжан. Песнь 2.0: Руки крюки…
36 песен багуачжан. Песнь 2.1: Руки крюки и ножи.
36 песен багуачжан. Песнь 3.0: Ходит песенка по кругу.
36 песен багуачжан. Песнь 3.1: Баланс.

Вас заинтересует \ Related posts