Сегодня мы поговорим о бросках в традиционном каратэ и их месте в ката (型), кумитэ (組手) и госин-дзюцу (護身- самообороне).

По теме бросков в каратэ очень мало источников. Большая часть носит обзорный характер и не снабжена иллюстрациями, другая часть наоборот снабжена иллюстрациями при отсутствии написания, но это не всегда делает понятным каким образом выполнен бросок и как он был подготовлен. Дошло до того, что многие каратэки кричат, что в каратэ нет и не было бросков. И, в общем, меня не удивляет изумление любителей ММА когда они узнают, что Лиото Мачида каратэка, да и еще и занимался с детства Сетокан каратэ.

Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin), сын Томинокоси Гису (Tominokоshi Gisu), писал:

«В сравнении с дзюдзюцу – «мягким искусством» — каратэ – искусство, сочетающее «жесткость» (го) и «мягкость» (дзю). Поэтому, хотя в каратэ применение бросков (нагэ-вадза) или сваливаний (таорэ-вадза) и не является основной целью, применение «мягких» приемов в сочетании с «жесткими» является особым пластом этого искусства, ведь «жесткость» существует только тогда, когда существует «мягкость». Бесспорно, есть своя прелесть и в способности умело и к месту и ко времени применять «мягкие» и «жесткие» приемы, учитывая силовые возможности противника.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).

Мы решили остановиться на материалах Фунакоси Гитина, как пропагандисте окинавского каратэ, не столько в связи с полнотой описанных им бросков, сколько из-за возможности проследить хронологически некие изменения произошедшие с момента попадания окинавского каратэ в Японию и его последующая трансформация.

Мы рассмотрим три книги Гитина Гисувича Фунакоси:

1. «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г.

2. «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» («Rentan Goshin Toudi Jutsu») 1926 г.

3. «Каратэ-до кёхан» (Karate-do Kyohan») 1935 г.

Интересно отметить, что в книгах 1922 и 1926 года в названии иероглифы 唐手 («каратэ») еще пишутся как «Танская рука»,

обложка книги фунакоси 1926 танская рука

а в книге 1935 – как 空手 «Пустая рука».

 обложка книги фунакоси 1935 пустая рука

Второй интересный момент это то, что количество бросков, их названия и собственно сами броски разнятся.

«Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. 8 бросков:

1. Нэдзири-таоси –捻倒

2. Кусарива – 鎖環

3. Тани-отоси – 谷落

4. Яри-дама – 槍玉

5. Тимба-таоси – ⻊皮倒

6. Куби-ва – 頸環

7. Удэ-таоси – 腕倒

8. Нодо-осаэ – 咽抑

 «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» «Rentan Goshin Toudi Jutsu» 1926г., всего 6 бросков:

 1. Нэдзири-таоси — 捻倒

2. Кусарива — 鎖環

3. Тани-отоси — 谷落

4. Яри-дама — 槍玉

5. Куби-ва — 頸環

6. Нодо-осаэ — 咽抑

Зато в «Каратэ-до кёхан» (Karate-do Kyohan») 1935 г. аж 9 бросков:

1. Бебу-таоси — 屏風倒

2. Кома Нагэ — 独楽投

3. Куби-ва — 首輪

4. Катава-гурума — 片輪車

5. Цубамэ-гаеси — 燕 返

6. Яри-дама — 槍玉

7. Тани-отоси — 谷落

8. Удэ-ва — 環輪

9. Гияку-тсучи — 逆槌

 Уже на первый взгляд видим, что какие-то названия повторяются, а какие-то новые. И если вы заметили в списке закономерность, то спешу вас разочаровать. Дело в том, что некоторые приемы изменили свое название (как и само «Кара-тэ»), а некоторые названия остались неизменными, но изменилась техника броска, вернее это совершенно новый бросок.

Дадим слово Гитину Гисувичу для объяснения этого феномена:

«У каждого броска может быть и три, и четыре варианта, но я не будут подробно рассказывать обо всех них, предоставив изучающим каратэ самостоятельно рассмотреть эти варианты и ограничившись здесь только отдельными примерами.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).

Мы обязательно рассмотрим варианты в следующих статьях, а сейчас хотелось бы отметить, что броски разнообразны не только по названиям, но и по тактике и принципах применения. Некоторые из них… мягко говоря покажутся неоднозначными, а для подготовленного борца и вовсе наивными, но автор этот момент очень даже осознавал: «Эффективность применения броска зависит от многих обстоятельств. Возьмем, к примеру, такой прием, как тани-отоси – «сброс в долину». При большом превосходстве бросающего в силе он может запросто провести этот бросок, заставив противника потерять равновесие, но если противник не уступает бросающему в силе или даже превосходит его, то бросок оказывается практически невозможно выполнить, и все попытки провести его разбиваются о защиту противника.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).

С точки зрения тактики проявляется закономерность ведения боя в каратэ. В отличии от борцовских стилей, где основное оружие броски, в каратэ основным оружием является атэми, удары, а броски выполняют вспомогательную функцию на малой дистанции, когда для удара нет возможности. «При этом все броски в каратэ выполняются как контратакующие действия (укэтэ), среди них нет ни одного броска, который применялся бы в качестве атакующего действия (сэнтэ). По мере продвижения в освоении техники бросков вам будут открываться всё новые возможности использования приемов противника (тэ) для применения собственных приемов защиты (богё-но тэ). Поэтому, хотя вы и не будете в состоянии бросать противников как ни попадя, если вы досконально освоите классические стандартные варианты бросков (ката), вы сможете эффективно защищаться от нападений с любой стороны, применяя к месту и ко времени броски, которые естественным образом будут согласоваться с ключевыми принципами (хо) бросковой техники.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).

Итак, теперь сами броски из книги «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г.(описание и фото). Описание ведется от имени самого Фунакоси.

 1. Нэдзири-таоси –«сваливание выкручиванием руки»

Нэдзири-таоси2

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой. Отбейте удар блоком ура-укэ («блок тыльной стороной руки») правой рукой, одновременно схватите (цукаму) руку противника в области локтя своей левой рукой и, с отшагом правой ногой назад, скручивая руку вокруг продольной оси (нэдзири; говоря современным анатомическим языком – супинация), опрокиньте противника плашмя (таоси) на землю (на фото показана именно эта фаза броска). Этот бросок является вариантом применения (каэтэ) блока ура-укэ в ката Найханти сёдан.

 2. Кусарива – «кольцо из цепи»

 Кусарива2

Ваш противник наносит вам обеими руками прямые тычковые удары, метя в лицо. Отведите удары блоком верхнего сектора (дзёдан-дэ укэ), скачком (тобикондэ) приблизьтесь к противнику вплотную, обхватите руками ноги противника кольцом (удэва) и бросьте его (на фото показано положение, из которого последует обхват ног). Этот бросок является вариантом (каэтэ) применения одного из элементов ката Бассай.

3. Тани-отоси – 谷落 «сброс в долину»

 Тани-отоси2

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой. Отведите удар блоком верхнего сектора (дзёдан-дэ укэ) правой рукой, скачком (тобикондэ) приблизьтесь к противнику вплотную, обхватите туловище противника обеими руками, заведя их по кругу сбоку ему за спину, резко вырвите его вверх, переверните вниз головой и швырните (нагэсутэ) на землю. На фото показана именно эта фаза броска.

 4. Яридама – 槍玉 «Проткнуть шар копьем»

 Яридама2

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой, метя в лицо. Используя движение противника, захватите (цукаму) его левую руку изнутри и одновременно просуньте правую руку снизу ему между ног, поднимите противника вверх и, перевернув вниз головой, бросьте его отвесно (сверху вниз), словно протыкая шар копьем. На фото показана именно эта фаза броска.

 5. Тимба-таоси –  «Сваливание подъемом одной ноги»

 Тимба-таоси

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар левой рукой в верхний сектор (дзёдан). Отведите удар правой рукой изнутри и, скользнув ею по руке противника, обхватите ею шею противника и прижмите его голову к себе. Одновременно левой рукой захватите правую ногу противника и поднимите ее вверх, выводя противника из равновесия. На фото показан момент, когда противник вот-вот упадет.

6. Кубива – 頸環 «Кольцо вокруг шеи»

 Кубива

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар рукой. Используя его движение, отбейте его удар снаружи расположенной сзади (гяку-ни) правой рукой, затем, скользнув блокирующей рукой вдоль руки противника, обхватите ею его шею, подставьте подножку (аси-о какэ), левой рукой захватите пояс противника и сильно рваните его голову к себе – ему за спину и вниз. На фото показано положение, когда противник вот-вот упадет.

7. Удэ-таоси – «Опрокидывание рукой»

 Удэ-таоси2

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой. Отклонив его удар в сторону – наружу от себя расположенной сзади (гяку-ни) правой рукой, тут же по кратчайшей траектории той же рукой обхватите живот противника; одновременно левой рукой надавите ему на поясницу, подставьте подножку (аси-о какэ) и бросьте за землю. На фото показан момент, когда я вот-вот свалю противника.

8. Нодо-осаэ –咽抑«Сдавливание горла»

 Нодо-осаэ

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой. Отбейте его удар своей расположенной сзади (гяку-ни) правой рукой, тут же перехватите руку противника своей левой рукой (укэ-каэ), а правой, скользнув вдоль правой руки противника, схватите (цукаму) его горло. На фото показан момент, когда я вот-вот свалю противника.

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай», Павел Николаевич Пискун

1. Бросковая техника каратэ. Часть 1. «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г.

2. Бросковая техника каратэ. Часть 2. «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» «Rentan Goshin Toudi Jutsu» 1926г.

3. Бросковая техника каратэ. Часть 3. «Каратэ-до кёхан» (Karate-do Kyohan») 1935 г.

4. Бросковая техника каратэ. Часть 4. Ката и кумитэ.

5. Бросковая техника каратэ. Часть 5. Госиндзюцу, самооборона.

Вас заинтересует \ Related posts