В книге  «Каратэ-до кёхан» (Karate-doKyohan») 1935 г.  – на титульном листе «каратэ» уже пишется как 空手道 «Путь небесной\пустой руки», а не как ранее 唐手 術  («каратэ дзюцу\ тотэ дзюцу») «Техники Танской руки».

обложка книги фунакоси 1935 пустая рука

обложка книги фунакоси 1926 танская рука

Изменению подверглось не только само написание «Каратэ», но и были переименованы некоторые броски. В то же самое время была разработана поясная система. Вероятно это связано с плотным общением мастера Фунакоси Гитина с японскими мастерами боевых искусств, а в частности с мастером дзю-до Дзигаро Кано, который тоже переименовал Дзю-дзюцу в Дзю-до.

 В книге «Каратэ-до кёхан» (Karate-doKyohan») 1935 г. мы можем наблюдать аж 9 бросков.

«..все броски в каратэ выполняются как контратакующие действия (укэтэ), среди них нет ни одного броска, который применялся бы в качестве атакующего действия (сэнтэ). По мере продвижения в освоении техники бросков вам будут открываться всё новые возможности использования приемов противника (тэ) для применения собственных приемов защиты (богё-но тэ). Поэтому, хотя вы и не будете в состоянии бросать противников как ни попадя, если вы досконально освоите классические стандартные варианты бросков (ката), вы сможете эффективно защищаться от нападений с любой стороны, применяя к месту и ко времени броски, которые естественным образом будут согласоваться с ключевыми принципами (хо) бросковой техники.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).

№ 1. Бебу Таоси: 屏風倒 « опрокинуть ширму» .

Фунакоси показывает защиту ладонью шуто-уке от удара в голову (дзедан — цуки), срубая удар скользящим движением захватывает руку. Затем, выполняя хики-тэ, натягивает руку на себя и одновременно бьет ладонью в подбородок противника свободной рукой. После чего зашагивает ногой за ногу противника (по аналогии с задней подножкой\osotogari из дзюдо) и блокируя ногу, а руками выводя из равновесия, бросает оппонента на землю. Простенько, брутально и со вкусом — так  как и должно быть в реальности.

Здесь я выкладываю два набора фото: один аутентичный, а другой с репринтного издания, для наглядности. Иногда получится так, что бросок был напечатан во всех изданиях, тогда фоток будет побольше. Старое издание следует рассматривать с права налево, а новое наоборот, слева на право.

Image

Бебу Таоси

byoubuu daoshi

Бебу Таоси (репринт)

№ 2. Кома Нагэ: 独楽投げ«бросок вращением».

В следующем броске, Фунакоси Сэнсэй красиво демонстрирует популярный бункай для ката Тэкки/Найханти  с принципом дзю-но-ри (мягкости, податливости) так распространенные в айкидо, джиу-джитсу или дзюдо (и высокого уровня каратэ, конечно). Злой противник не успокоился и прямой удар… да хоть в голову (дзедан-цуки), хоть в корпус (тюдан-цуки). Дедушка Фунакоси делает таи-сабаки тэнкан (уход в сторону вращением) в мертвую зону, и блокирует тыльной стороной ладони (ура-уке) сразу производя захват (цуками). Левой, свободной, рукой он давит на его локтевого сустава выполняя рычаг локтя и ловко выводя противника из равновесия и выходя на контроль.Ключом к Кома-Нагэ является использование входящей силы противника, выполнив бросок одним плавным движением. Чуть ли не айкидо… Сложно? Нисколько! Я этому учу полицейских курсантов в варианте освобождения от захвата, т.к. перехватить удар в начале пути постижения боевых искусств не всегда удается.

Image

Кома нагэ

koma nage2

Кома нагэ (репринт)

СТОП!

Что это было? Дежавю? Ну-ка, ну-ка… ага! вот здесь читаем:

«Нэдзири-таоси – «сваливание выкручиванием руки»

Нэдзири-таоси2

Нэдзири-таоси 1922 г.

«Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой. Отбейте удар блоком ура-укэ («блок тыльной стороной руки») правой рукой, одновременно схватите (цукаму) руку противника в области локтя своей левой рукой и, с отшагом правой ногой назад, скручивая руку вокруг продольной оси (нэдзири; говоря современным анатомическим языком – супинация), опрокиньте противника плашмя (таоси) на землю (на фото показана именно эта фаза броска). Этот бросок является вариантом применения (каэтэ) блока ура-укэ в ката Найханти сёдан.»

Нэдзири-таоси

Нэдзири-таоси 1926 г.

Далее смотрим… 

«На фото вроде один и тот же бросок, но в старом варианте (1922 г.) этот бросок выполняется продольным усилием и подстраховывается возможностью подножки, а в варианте 1926 г. усилие на руку идет поперек и нога выполняющего бросок болевым не заступает спереди ноги бросаемого, что, в свою очередь, уменьшает контроль над противником.

Понятно, что это базовый бросок имеющий различные вариации, но по моему мнению этот вариант сваливания болевым не самый лучший, но самый простенький. Его проблема в контроле локтя атакуемой руки, мы стараемся проводить его в варианте 1922 г., т.к. продольное усилие позволяет вогнать противника в землю, а наша заступающая нога не дает противнику убежать. Из-за характерного продольного усилия этот прием получил короткую образную «кличку» — «лопата». По сути, чужая рука для вас становится рукоятью лопаты, которой вы копаете землю.

Очень часто захват ладонью срывается и вам приходится переходить на поперечное усилие или включать в работу очередной вариант. В формах Какиэ эти варианты прописаны и боец нарабатывает свободу переходов с одной формы на другую. Эти варианты мы рассмотрим в следующей статье.»

Ээээ, постойте, ведь разница лишь в том, что в вариантах 1922 и 1926 гг. мы проваливали противника, а здесь сразу входим в мертвую зону! Упс, смотрим на Тэн-но-ката 1-го уровня и 3-го. В 1-м уровне тактика «нобаси\проваливания», а в 3-м — «дзэнтай\вход в мертвую зону». Аааа, тогда все гуд, а то я уже испугался. Вот и еще одна логичная смена названия, т.к. сменился принцип (переход от вращения руками, к вращению телом).

И, кстати, да! Обещал рассмотреть варианты — рассмотрим. Все идет по плану!(С))))

№ 3. Кубива: 首輪 «Шея в кольце».

Это бросок также начинается в стиле предыдущих атак. Противник покусился на старичка и нанес ему удар рукой в голову (дзедан-цуки), за что и поплатился. Фунакоси знает только один блок ура-уке, но зато в совершенстве!  Ловко сбив руку и не успев ее перехватить, он скользит своей рукой вдоль руки вражины и бьет основанием ладони (тэйшо-уке) в подбородок. Одновременно дедушка быстро скользит ногой вперед (ери-аси) за его переднюю ногу и обводит свою руку за шею оппонента, сжимая ее крепко с возможностью удушения (шимэ-вадза), одновременно нажав свободной рукой на поясницу, дабы враг не сбежал и не законтрил прием. Я даю полицейским курсантам этот бросок в двух вариантах:

1. классический, только что описаный

2. скольжение идет не снаружи руки противника, а изнутри. Рука оппонента оказывается зажатой у меня подмышкой. Похожий вариант на фото репринтного издания.

Image

Кубива

kubiwa

Кубива (репринт)

Кубива есть и в варианте  1922 г.

Кубива

Кубива 1922 г.

…и в варианте 1926 г.

Кубива2

Кубива 1926 г.

«Кубива – «Кольцо вокруг шеи»

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар рукой. Используя его движение, отбейте его удар снаружи расположенной сзади (гяку-ни) правой рукой, затем, скользнув блокирующей рукой вдоль руки противника, обхватите ею его шею, подставьте подножку (аси-о какэ), левой рукой захватите пояс противника и сильно рваните его голову к себе – ему за спину и вниз. На фото показано положение, когда противник вот-вот упадет.»

Как мы уже успели заметить в книге 1935 г. явно прослеживается технический прогресс: фото демонстрируют прием пошагово.

№ 4. Катава гурума: 片輪車 «Увечная повозка или одноколесная повозка».

Этакая форма «огнетушителя», когда бросают с ударом головой об землю.  Не путать с Ката-гурума (мельница, бросок колесом через плечо)! Довольно популярный бросок во многих традициях боевых искусств таких как дзюдо, греко-римская борьба, вольная борьба, самбо, Шуай Цзяо и т.д.

Катава-гурума (яп. 片輪車) —  это также японский мистический персонаж, дух-ёкай (призрак, монстр). Описывается в образе прекрасной девушки, которая в ночное время разъезжает на одноколёсной тележке (типичной для периода Эдо) с огненным колесом и проклинает всех, кто осмеливается на неё посмотреть.

Хм, знаменитая женская самооборона?

Katawaguruma

Катава-гурума (иллюстрация Ториямы Сэкиэна, 1779 г.)

 Но вернемся к броску. Здесь мы видим вариант Кубива, но без захода за спину. То ли мы не успели зашагнуть, то ли противник попался опытный и законтрил наши действия и стал давить вперед, блокируя исполнение Кубива. Мы опять видим ура-уке, не успеваем схватить или просто не хотим, выполняя именно блокировку руки. Ноги делают вход не в лево, как в Кубива или Кома-нагэ, а в право, ну ошиблись мы! Не туда ушли, что ж нам теперь все бросить и убежать расстроившись? Хм, а что, это мысль! Жестко входим в противника, после блокировки плавно скользим рукой вверх и захватываем за шею нашего оппонента. Затем одновременно свободной рукой бьем вражину между ног (можно с захватом «мужского достоинства», а можно и без захвата) и прихватив его бедро, тянем его за шею (отшагивая назад, зачем лишний раз сопротивляться?)))) и поднимаем его бедра как можно выше.

Уже узнали движение из нескольких ката? (Подсказка: Кусянку/Канку-Дай, Пассай/Бассай-Дай, Унсу т.д.)

Image

Катава гурума

katawa guruma

Катава гурума (репринт)

А причем здесь женская самооборона? Не знаю! Но в книге 1922 г. эта техника называлась…

«Тимба-таоси – «Сваливание подъемом одной ноги»

Тимба-таоси

Тимба-таоси 1922 г.

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар левой рукой в верхний сектор (дзёдан). Отведите удар правой рукой изнутри и, скользнув ею по руке противника, обхватите ею шею противника и прижмите его голову к себе. Одновременно левой рукой захватите правую ногу противника и поднимите ее вверх, выводя противника из равновесия. На фото показан момент, когда противник вот-вот упадет.»

№ 5. Цубамэ Гаеси: 燕返 «посадка ласточки».

Фунакоши Сэнсэй был известный рифмоплет, и даже его школа с многомиллионными последователями носит его творческий псевдоним: Сёто.

Этот бросок требует особого отношения к таймингу (хёси). Вы можете делать его с уходом (нобаси) или с входом (дзэнтай), но вы всегда должны выполнять его с хёси! Атаку противника мы принимаем на скрестный блок (дзюдзи-уке/хасами-уке), но не жестко, а со скольжением руками. Одна рука прихватывает руку оппонента, а вторая атакует его лицо (татэ-уракен\backfist). Это напоминает промежуточное положение защиты Сото-уке. Дальше мы делаем уход с вращением и одновременно садимся на одно колено, руки тянут захваченную конечность к бедру (хикитэ). Подобные пассажи есть в ката Эмпи, что переводится как… Ласточка.

Image

Цубамэ Гаеси

tsubame gaeshi2

Цубамэ Гаеси (репринт)

Думаете сейчас дам ссылку на книги 1922 или 1926 гг.? Не, не дам. Нет такого приема в ранних книгах!

 № 6. Яри-Дама: 槍玉  «проткнуть шар копьем».

Еще один бросок с использованием принципа Дзю-но-ри. Некоторые специалисты рекомендуют начинать его с отходом назад, но это категорически неправильно, т.к. отходя назад вы подставляетесь под серию ударов. Входя же вперед, в мертвую зону, вы не даете возможности противнику вас атаковать. Хочу еще сказать, что недаром бросок имеет  оружейное название. Его делали в основном как защиту от уколов копьем или штыком (где вторая рука тоже занята удержанием оружия и не может атаковать), но об этом я расскажу в другой статье. Бросок можно выполнять как с ударом в пах, так и просто подхватом бедра.

А теперь немного описания. Выполняется любимая защита ура-уке повторяя действия как в Бебу-Таоси, но теперь мы уходим не в лево, а вправо. Захватив руку мы занижаем центр тяжести, выводя противника из равновесия, а также за счет  ухода в мертвую зону. В этом приеме, в отличии от Цубамэ-Гаеси, мы не выходим на колено, а просто помогаем перевернуть противника подхватив его ногу. Если оппонент упрямится, то рекомендуется шлепнуть его по шарам, прихватить их и «дернуть за веревочку», дверца и откроется.  Этакая смесь Катава-гурума и Цубамэ-гаеси.

Image

Яри-Дама

yaridama

Яри-Дама (репринт)

Таки да, эта форма есть в ранних версиях 1922 г. и…

Яридама2

Яри-Дама 1922 г.

в книге 1926 г.

«Яридама – «Проткнуть шар копьем»

Яридама

Яри-Дама 1926 г.

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой, метя в лицо. Используя движение противника, захватите (цукаму) его левую руку изнутри и одновременно просуньте правую руку снизу ему между ног, поднимите противника вверх и, перевернув вниз головой, бросьте его отвесно (сверху вниз), словно протыкая шар копьем. На фото показана именно эта фаза броска.

№ 7. Тани Отоси: 谷落 «бросок в долину».

И вот они первые непонятки, одно название, и у всех разные приемы… даже у самого Фунакоси сэнсэя!.

Итак, в дзю-до Тани-отоси – это форма подножки на пятке с падением по терминологии Самбо. Кстати, вопрос знатокам: кто демонстрирует бросок на фото? :)

tani otoshi sequence

Тани-отоси в Дзю-до

В книге же мы видим… Сеой-нагэ! Бросок через плечо(!), по терминологии Самбо.

Image

Тани Отоси каратэ 1935 г.

taniotoshi

Тани Отоси каратэ 1935 г. (репринт)

И вы думаете это единственный сюрприз? Ха, в книгах 1922 и 1926 гг. под этим названием фигурирует вообще другой бросок!

Tani Otoshi под вопросом

Тани Отоси каратэ 1922 г.

Tani Otoshi под вопросом2

Тани Отоси каратэ 1926 г.

«Тани-отоси – «сброс в долину»

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой. Отведите удар блоком верхнего сектора (дзёдан-дэ укэ) правой рукой, скачком (тобикондэ) приблизьтесь к противнику вплотную, обхватите туловище противника обеими руками, заведя их по кругу сбоку ему за спину, резко вырвите его вверх, переверните вниз головой и швырните (нагэсутэ) на землю. На фото показана именно эта фаза броска.»

Это же классический боковой переворот (вариант те-гурума). Так, я не понял! Чего, уже не нужен старый Тани-отоси? Хотя… опа, а что у нас тут дальше?! Смотрим по тексту чуть ниже на бросок № 9. Гияку-Тсучи: 逆槌«обратный молот»… и что мы видим? Тани-отоси 1922 и 1926 года выпуска! Фух, отлягло от сердца…

Image

Тани-отоси 1922-26 гг. и Гияку-тсучи 1935 г.

sakatsuchi

Тани-отоси 1922-26 гг. и Гияку-тсучи 1935 г. (репринт)

Ну, ладно, назвал бросок через плечо Тани-отоси, значит будем его описывать.

Итак, нас опять пытаются бить рукой в голову или в корпус. Делаем защиту ура-уке (а вы как думали? Что-то новенькое? Сначала эту форму выучите, а «только потом воды в бассейн нальем» (С)), захватываем руку оппонента с одновременным ударом сквозь корпус противника. Ага, на пронос! Это форма Кири, когда нужно сразу скользнуть за цель. Вспоминаем промежуточное положение при защите Сото-уке, в очередной раз удивляемся узнаванию элемента там где о нем даже не подозревали и идем вдумчиво тренировать Тэн-но-ката. Далее, тянем ручку оппонента к своему бедру (хики-тэ) и выполняем бросок через плечо. Тут меня знакомы борец спрашивает, мол, зачем бил? Там же можно сразу на бросок выходить! Да, только в каратэ удары (атэми) помимо разрушительных функций, выполняют еще и функции вывода противника из равновесия (кузуси), и физического и душевного. То, что у нас называют «расслабляющим ударом».

Вспомните мы уже писали про алгоритм действий:

1. расслабляющий удар

2. освобождение от захвата\бросок

3. добивание.

Хороший прием. Но полицейских курсантов я учу немного не так, они выполняют вариант с вилкой: и бросок через плечо и рычаг локтя. Если оппонент лихой борец, то он уйдет от броска через плечо и… нарвется на рычаг локтя и перелом.

№ 8. Удэ Ва: 腕輪 (環 на картинке китайский кандзи, это так, интересный штришок) «Браслет».

Здесь мастер защищается от захвата двумя руками. Сбивая двумя руками атакующие руки оппонента он наносит двойной удар руками в плавающие ребра, для поражения печени и селезенки, а также для того, чтобы поднять центр тяжести противника и подготовить бросок. Скачком, т.е. быстро (это сообщение для некоторых курсантов, которые спят на ходу), приблизится к противнику, подхватить обе ноги, дергнуть повыше и одновременным ударом плеча опрокинуть его на землю. Ката – Бассай, но это вы и так уже поняли.

Image

Удэ Ва 1935 г.

ude wa

Удэ Ва 1935 г. (репринт)

Опять мы сталкиваемся с переименованным приемом. В издании 1922 г. эта техника именовалась…

Кусарива2

Кусарива 1922 г.

 

«Кусарива – «кольцо из цепи»

Ваш противник наносит вам обеими руками прямые тычковые удары, метя в лицо. Отведите удары блоком верхнего сектора (дзёдан-дэ укэ), скачком (тобикондэ) приблизьтесь к противнику вплотную, обхватите руками ноги противника кольцом (удэва) и бросьте его (на фото показано положение, из которого последует обхват ног). Этот бросок является вариантом (каэтэ) применения одного из элементов ката Бассай.»

Может в 1926 г. произошло изменение? Нет произошло, то же самое название.

Кусарива

Кусарива 1926 г.

«Конечно, мы можем найти идиота, который готов нас ударить сразу двумя руками, да и еще по голове. Но если мы сравним фото, то увидим интересный момент: на фото 1922 г. вполне возможно, что выполняется защита от удара, а вот на фото 1926 г. это 100% защита от захвата, т.к. предплечье мастера лежит на сгибе локтя противника. Такое положение не позволит эффективно защититься от удара, т.к. локоть позволяет обойти такую защиту, а вот защита от захвата в районе локтя – это то, что доктор прописал, да и последующий бросок подхватом двух ног является чуть ли не визитной карточкой ММА.

Есть формы когда толкают головой, но мы эту форму применяем редко, т.к. большая вероятность и шею свернуть и попасться на контрприем удушением. Мой сэнсэй, Мычак С. В., еще в 1988 г. предупреждал о такой опасности, но как форму (с ударом головой) показывал, т.к. и такой вариант имеет место быть.

Подробнее мы разберем данный прием в следующей статье.»

№ 9. Гияку Тсучи: 逆槌«обратный молот».

Мы опять вернулись к Гияку-тсучи. Как вы уже помните это наш старый знакомый, по изданиям 1922 и 1926 гг., прием Тани-отоси. Наш не очень умный оппонент… а как вы думаете, он уже в девятый раз нападает на мастера Фунакоси, огребает в 8 раз… Хотя, может он просто настойчивый? Итак, в очередной раз нападая на мастера с ударом в голову (дзедан-цуки) он попадает впросак, т.к. Фунакоси блокирует верхней защитой со входом (аге-уке) и скользя рукой вдоль руки оппонента отжимает ее вверх, таким образом выводя его из равновесия. Далее честно хватает его поперек тела, переворачивает, и втыкает головой в землю. Все. Финиш!

Image

Гияку Тсучи 1935 г. он же Тани-отоси 1922-26 гг.

sakatsuchi

Гияку Тсучи 1935 г. он же Тани-отоси 1922-26 гг. (репринт)

Некоторые специалисты утверждают, что прием выглядит законченным если исполняющий, при перевороте оппонента и ударе его головой оземь, издает громкий демонический смех. Но я не согласен с ними. Фунакоси ведь не Дарт Вейдер.

Хммм… чего-то не хватает. Да, у нас есть потеряные броски!

Удэ-таоси – «Опрокидывание рукой»

Удэ-таоси2

Удэ-таоси 1922 г.

«Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой. Отклонив его удар в сторону – наружу от себя расположенной сзади (гяку-ни) правой рукой, тут же по кратчайшей траектории той же рукой обхватите живот противника; одновременно левой рукой надавите ему на поясницу, подставьте подножку (аси-о какэ) и бросьте за землю. На фото показан момент, когда я вот-вот свалю противника.»

«Нодо-осаэ – «Сдавливание горла»

 

Нодо-осаэ

Нодо-осаэ 1922 г.

Нодо-осаэ2

Нодо-осаэ 1926 г.

Ваш противник наносит вам прямой тычковый удар правой рукой. Отбейте его удар своей расположенной сзади (гяку-ни) правой рукой, тут же перехватите руку противника своей левой рукой (укэ-каэ), а правой, скользнув вдоль правой руки противника, схватите (цукаму) его горло. На фото показан момент, когда я вот-вот свалю противника.»

Ну ладно, Удэ-таоси вобщем-то вариация подножки и Куби-ва, но Нодо-осаэ(!) это же самое оно! Я обучаю этому полицейских курсантов и они очень удивляются минимальным усилиям при проведении броска.

Вот на этом мы и закончим обзор трех книг и переходим к обсуждению. Что? Да, я не забыл про обещание и разбор бросков при самообороне. Просто подождите немного. И стимулируйте меня комментариями.

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай», Павел Николаевич Пискун

1. Бросковая техника каратэ. Часть 1. «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г.

2. Бросковая техника каратэ. Часть 2. «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» «Rentan Goshin Toudi Jutsu» 1926г.

3. Бросковая техника каратэ. Часть 3. «Каратэ-до кёхан» (Karate-do Kyohan») 1935 г.

4. Бросковая техника каратэ. Часть 4. Ката и кумитэ.

5. Бросковая техника каратэ. Часть 5. Госиндзюцу, самооборона.

Вас заинтересует \ Related posts