хидза-гериКата, или по европейской терминологии «бой с тенью», один из способов наработки техники в боевых искусствах и в каратэ в частности. Определяется как условный поединок с воображаемым противником\противниками. Как и любой инструмент, ката предназначены для определенных целей. Общеизвестно, что работа с ката – одно из базовых упражнений не только в каратэ, но и в боксе, кик-боксе, муай-тай, дзю-до и дзю-дзюцу, не говоря уже о китайских, корейских и др. направлениях.

Ката бывают простые, сложные, ученические, мастерские и.. та-даа! свободного исполнения (дзю-ката), т.е. тот самый классический бой с тенью.Ката\бой с тенью, является разделом самостоятельной подготовки бойца.

Цель этого упражнения переход к свободному оперированию элементами каратэ.

Задачи:

1. Технические элементы:

— освоить новый прием;

— отработать технику боя;

— улучшить навыки боя;

— довести до автоматизма боевые комбинации.

2. Тактические элементы:

— улучшить навыки боя;

— довести до автоматизма боевые комбинации;

— проработка тактик (входов, уходов, выходов, быстрых стартов и т.д.);

— проработка новых комбинаций;

— проработка нестандартных ситуаций.

Мы отрабатываем не только удары и выходы на броски, но и перемещения по сложным траекториям (например по спирали, когда закручиваем противника уходя в мертвую зону). Также вы можете видеть, что часть элементов попадает как в технический арсенал, так и в тактический, что закономерно, т.к. техника без тактики мертва, и опытный инструктор всегда старается давать тактическую составляющую как можно раньше. Прорабатывая нестандартные ситуации мы нагружаем наше сознание психологическим давлением, что полезно как для новичков так и для опытных бойцов. Такие психологические нагрузки регулируются самим бойцом, что способствует адекватному восприятию их тренирующимся.

Мы практикуем бой с тенью после освоения простейших атак руками (рен-цуки (двоечки) или дан-цуки (повторные атаки)) и ногами (рензоку-вадза).

Чаще всего бой с тенью вписывают в тренировочный процесс заранее, планируя наработку определенных элементов.

Например, типичный план тренировки для отработки простой, но эффективной комбинации, рен-цуки\маэ-хиза-гери (двойка в голову + удар коленом вперед) выгладит так:

1. Разминка.

Между раундами мы выполняем или ОФП по методу круговой тренировки или, после больших нагрузок, мы выполняем динамическую растяжку.

2. Кихон (повторяем, освежаем образ чувства удара:

— кизами-цуки (джеб) 2 мин.,

— гияку-цуки (удар с задней руки, кросс) 2 мин.,

— рен-цуки (серия из джеба и кросса) 2 мин,

— маэ-хиза-гери (удар коленом.) 2 мин.

— рен-цуки\маэ-хиза-гери 2 мин. Вся комбинация целиком с акцентом на технику исполнения и слитности исполнения. Акцентированые удары на кросс и удар коленом.

3. Дзю-ката\бой с тенью. 3 раунда по 3 мин. При этом бойцу важно, как говорят актеры, вживаться в роль, представляя в мелочах весь боевой процесс.

1 раунд. Атаки. Боец задуманной комбинацией только атакует, во всех подробностях представляя как загружает руками руки и НОРД противника для безопасного входа в противника. Затем уходя с линии атаки в мертвую зону добивает коленом и выходит из боя.

2. раунд. Контратаки. Боец задуманной комбинацией только контратакует, во всех подробностях представляя как выполняя уход с линии атаки бьет в голову противнику и загружая его НОРД добивает коленом и выходит из боя.

3 раунд. Комбинирование атакующих и контратакующих действий.

Здесь стоит отметить, что это программа для опытного бойца. Неопытному не разделяют раунды на атаки и контратаки, а дают что-то одно.

4. Работа по макиваре, лапам\падам, мешкам.

3 х 3 мин. с той же направленностью.

1 раунд. Атаки. Боец только атакует. В данном упражнении он выстраивает дистанцию и степень контакта.

2 раунд. Контратаки. Боец реагирует на входы партнера с лапами\падами и только контратакует, во всех подробностях представляя как выполняя уход с линии атаки бьет в голову противнику и загружая его НОРД добивает коленом и выходит из боя.

3 раунд. Комбинирование атакующих и контратакующих действий.

5. Спарринг.

3х3 мин. с той же направленностью. Стоит добавить, что мы выполняем атаки по-очереди: 2 атаки один, а затем 2 атаки второй.

1 раунд. Атаки. Один боец (1) только атакует. Второй боец (2) выполняет пассивные подставки. В данном упражнении один боец проверяет свои возможности и выстраивает динамику в упрощенном виде. В продвинутом варианте защищающийся (2) выполняет защиты по заданию:

А) уходом (таи-сабаки)

Б) уклоном или нырком (таи-хираки, уке-ми)

В) сбивками ладонями (тэйшо-уке) или предплечьями (удэ-уке)

Г) блокировками.

2 раунд. Контратаки. Боец реагирует на входы партнера с одиночным ударом в обусловленную зону и контратакует с уходом с линии атаки.

3 раунд. Комбинирование атакующих и контратакующих действий. Один боец атакует изучаемой комбинацией, а второй защищается и тут же контратакует изучаемой комбинацией.

6. Тренировка завершается круговой тренировкой по ОФП или СФП (то, что сейчас модно называть кроссфит или воркаут), а затем растяжкой и расслаблением.

Признаюсь, что мы не всегда успеваем выполнять медитацию Дзадзен, и очень часто заменяем ее Рицудзеном.

В спарринге, попробовав отработанный прием, нам сразу становится понятно, что именно ещё предстоит доработать, улучшить в его исполнении, где закралась тактическая ошибка или где у нас сработала неуёмной буйности фантазия. Также нужно помнить о важной роли тактики, которую каждый боец выбирает исходя из своих личных предпочтений, физических данных и технического арсенала.

Стилевые особенности тоже следует внимательно пересматривать и адаптировать под свои антропологические особенности. Так базовые ката, а в том же Сетокане их около 25, должны быть проработаны с учетом стилистики и прикладного аспекта. Ранее мастера тратили около 3 лет на изучение и проработку только одной формы.

Для интеграции базовых ката мы используем тот же принцип. Сначала мы берем конкретную ката и прорабатываем ее целиком по схеме:

— медленно и расслаблено 1 раз.

— медленно и с напряжением 1 раз.

— медленно с кимэ (сбросы) 1 раз

— быстро и расслабленно 1-2 раза

— быстро и с кимэ 3-5 раз.

Так как ката по времени примерно длятся 30 сек., то мы тратим около 4-5 мин. Затем мы разбиваем ката по элементам, и отрабатываем 1 – 3 элемента (зависит от длительности тренировки) в виде:

1. Кихона.

2. Дзю-ката

3. Лапы

4. Спарринг.

Далее мы завершаем тренировку проработкой ката целиком по схеме:

— медленно и расслаблено 1 раз.

— медленно с кимэ (сбросы) 1 раз

— быстро и с кимэ 3-5 раз.

— быстро и расслабленно 1-2 раза

— медленно и расслаблено 1 раз.

Далее растяжка и медитация. ОФП и СФП в этот день не используем из-за большого объема нагрузки.

Т.к. многие элементы повторяются во всех ката, то проработка идет многоуровневая и многоплановая, что экономит нам время для спаррингов и работы с оружием.

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай», Павел Николаевич Пискун

Вас заинтересует \ Related posts