медитация на луну

Жить для него как отдаться течению.

Умереть для него — как уйти отдыхать…

Цзя И ,II в. до н. э.

 Ничего не следует так бояться, как самого СТРАХА.

Генри Девид Торо, 1817-1862.

Одна из главных целей психологической подготовки в боевых искусствах – это регулирования нервно-психического напряжения. Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведет себя обычно, как всегда. Но как только наступает сложная, лично особо значимая, а тем более опасная ситуация, с ним могут происходить самые невероятные изменения.В этой – экстремальной – ситуации многократно возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит рассогласование координации движений, понижение восприятия и внимания, меняются эмоциональные реакции и многое другое.

В экстремальной ситуации, иначе говоря, в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:

1. Резкое понижение организованности (дезорганизация) поведения.

2. Резкое торможение активных действий.

3. Повышение эффективности действий.

Дезорганизация поведения может проявляться в неожиданной утрате приобретенных навыков, которые, как вам казалось, доведены до автоматизма. Ситуация чревата еще и тем, что у вас может резко снизиться надежность действий, движения становятся импульсивными, сумбурными, суетливыми. Все техники основаные на мелкой моторике пропадаю начисто, остаются только элементы крупной моторики и наработанные элементы сложной моторики (сгуппированые крупные моторики). Нарушается логичность мышления, а осознание ошибочности своих действий, их ненадежности – только усугубляет дело.

Резкое торможение действий и движений может вызвать состояние ступора (оцепенения), что никоим образом не способствует поиску эффективного решения и соответствующему ситуации поведению, но в контексте выживания человека, как вида, имеет место быть.

Повышение эффективности действий в экстремальной ситуации выражается в мобилизации всех ресурсов психики человека на ее преодоление. Такая форма реагирования, конечно же, самая желательная, но у всех ли она возможна? Для этого необходимы определенные индивидуально-психологические качества и специальная подготовка. Если вы сможете понять, что, как и почему происходит с вами, что и как следует делать для того, чтобы избежать или уменьшить вредные последствия, — это будет существенным шагом вперед на пути эффективного преодоления неадекватного поведения в экстремальной ситуации.

При рассмотрении трех способов реагирования человека на опасность были определены негативные последствия страха и направление поиска эффективного поведения.

Чем же вызвана дезорганизация поведения?

Основная причина — человек боится того, чего не знает (не может контролировать источник опасности).

Вторая причина – это отсутствие четкой программы действий (не знает КАК контролировать источник опасности).

Третья причина – неправильная или недостаточная отработка технических элементов действий (неуверенность в достаточности возможностей контроля источника опасности).

Четвертая причина – отсутствие психологической готовности к действиям по устранению опасности.

Если причина заключается в том, что человек боится того, чего не знает, то как решить проблему? Уяснить ситуацию – первый шаг к правильному решению, но это не имеет отношения к медитации.

Чувство страха в бою неизбежно присутствует в сознании каждого воина. Один усилием воли его подавляет, другой этого делать не умеет. Если перефразировать старинную китайскую пословицу, то можно сказать, что «у страха — тысячи лиц». Такуан Сохо в трактате «Вечерние беседы в храме Токайдзи» так писал о страхе и решимости: «Не бойтесь ничего. Того, кто боится, преследуют неудачи. Страх иногда допустим в обыденной жизни. Но в ответственный момент гоните страх прочь. Усомнившись хотя бы на мгновение, вы потерпите поражение».

Страх, как эмоция, делится на ситуативный и глубинный.

Ситуативный страх это кратковременная эмоция представляющая собой прямую реакцию на конкретную ситуацию (страх поскользнуться и упасть, неправильно выполнить действие и т.д.).

Глубинный страх это длительная эмоция определяющаяся не только непосредственно переживаемым моментом, но также прошлым опытом и представлением о будущем человека. И ситуативный и глубинный страх имеют одну и ту же основу – боязнь смерти.

Страх смерти проявляется даже в такой деятельности человека, где его влияние с трудом можно рассмотреть. Страх одиночества, спешка и нетерпение, влечение к чувственным удовольствиям и впечатлениям, страсть к деятельности, желание славы, борьба за лидерство, сексуальная активность, желание иметь детей, привязанность и любовь…

В различных традициях нашли одинаковое решение проблемы: чтобы не бояться смерти нужно сделать ее равнозначной жизни. Большего успеха в бою достигал тот, кто проходил обряд умирания и смерти и на момент боя считал себя умершим. У шаманов в Сибири непременным условием посвящения считался обряд прохождения смерти, т. е. физические и духовные практики исходили из идентичных установок. По некоторым данным лучшим шаманом и лучшим воином становился человек, у которого было много неприятностей по жизни, человек с весьма неблагополучной судьбой. Принятие своей смерти, как свершившегося факта, позволяло воину наблюдать за своей жизнь отстраненно, не вовлекаясь эмоционально.

Это состояние описано в старинной притче о двух тиграх.

«Человек пересекал поле, когда на него бросился тигр. Он побежал со всех ног, а тигр преследовал его по пятам. Подбежав к скале, он стал карабкаться вверх по склону, уцепившись за корень дикой лозы. Но, поднявшись к краю скалы, он увидел второго тигра. Тигр фыркал на него, нервно подергивая кончиком хвоста. Дрожа, человек посмотрел вниз, где, ниже первый тигр поджидал его. Только лоза удерживала его.

Две мышки, одна белая, другая черная, понемногу стали подгрызать лозу. Человек увидел возле себя ароматную землянику. Уцепившись одной рукой за лозу, другой он стал рвать землянику. Какая же она была сладкая!»

Все эмоции, возникающие у человека, можно разделить на отрицательные и положительные.

Положительные эмоции способствуют душевному подъему, дают человеку энергию, усиливают волевую активность.

Отрицательные эмоции ослабляют волю, снижают активность, предрасполагают к пассивно-оборонительным действиям, ухудшает организацию поведения. Давно установлено, что хорошее настроение способствует оздоровлению всего организма, в то время как страдания нарушают нормальное течение психических и физических процессов.

Для психологической подготовки бойца также существенно то, что человек, у которого преобладают отрицательные эмоции в структуре личности, испытывает страх чаще и сильнее, чем человек с доминирующими положительными состояниями.

Следовательно, боец должен уметь настраивать себя мыслить позитивно. Он любую опасность должен воспринимать как вызов своей безупречности и с радостью принимать его. Как правильно заметил Станислав Ежи Лец: «Углы губ в улыбке пропорциональны степени свободы».

Страх — естественная реакция человека на опасность (не важно реальная она или нет, т.к. наше воображение из мухи сделает слона, или вернее тираннозавра, а мысленная реверберация и способность к самоубеждению возведет этот образ в ранг реальности). Негативная роль страха в бою хорошо известна и поэтому желание воина не испытывать страха — быть бесстрашным — вполне объяснимо. Ничего не бояться может либо человек, не осознающий опасность, которой он подвергается, либо полный идиот.

Однако чувство страха никуда не уходит, просто человек его преодолевает сознательным усилием воли. Но полностью преодолеть страх невозможно. Существуют, однако, чисто фармакологические способы преодоления чувства страха.

Прежде всего, это прием наркотических препаратов. Так, например, еще в старину воины принимали перед битвой настойку мухомора. В результате у них полностью исчезал страх, возникала неистовая ярость, обострялись реакции, возрастала мышечная сила. Но это тупиковый метод, ведущий в никуда.

Как говорили древние: «Что нас не убивает, то нас укрепляет». Так в стрессовой ситуации выживания человека, как биологического вида, страх играет важную роль, являясь, по существу, пусковой кнопкой, переводящей психику в состояние готовности, катализатором, ускоряющим протекание физиологических процессов.

Поэтому надлежит не подавлять страх (т.к. перестать испытывать страх можно только устранив его источник или выйдя из зоны действия опасности), а преодолевать его негативные последствия. Любое преодоление (устранение источника опасности или уход от него) это активные действия которые подтверждают то, что вы контролируете ситуацию, и можете с ней справиться.

Для преодоления чувства страха применяют два основных пути:

1. Контроль физиологических проявлений страха;

2. Контроль психологических проявлений страха.

Как уже говорилось ранее, для эффективности мер в упражнения объединяют несколько различных компонентов, поэтому здесь следует говорить о ПСИХО-физическом воздействии или о психо-ФИЗИЧЕСКОМ.

Контролировать физиологические проявления возможно через сжигание адреналина, через методики биологической обратной связи (БОС).

1. Физические упражнения средней активности (ОФП или КАТА).

2. Дыхательные упражнения.

Контроль психологических проявлений страха возможен через ряд методик:

1.Формирование абсолютной уверенности в себе, своей победе по принципу доминанты. Т.е. для бойца просто не существует поражения и связанных с ним негативных переживаний.

2.Сосредоточение внимания на процессе боя, без привязки к возможным результатам и последствиям, ни положительным, ни отрицательном. Они не отражаются в его сознании, не инициируют отвлекающих переживаний. Вся психика абсорбируется проблемой эффективного поведения. Его оценочная функция как бы отключена, автоматически работают только механизмы ориентации в пространстве, восприятия противника и управления движениями.

3.Стремление к невозмутимости духа, как результат отстраненности от всего. Невовлеченность в переживания позволяет сохранять стабильное состояние психики.

4.Развитие волевого контроля, позволяющего эффективно использовать такие методы психорегуляции как самоприказ.

5.Десенсибилизациия (от лат de… и. sensus-чувство), т.е. использование препаратов или медитативных техник для нейтрализации нежелательных условно-рефлекторных связей.

6.Уверенность профессионала. Основывается на большом опыте и высоком уровне подготовки. Он делает привычное дело и уверен в своих силах. Для него трудное становится привычным, а привычное — надежно осуществимым. Метод основан не столько на самоуверенности бойца, сколько на тщательном планировании и проработке ситуации, создании нескольких альтернативных планов для одной и той же проблемы. Здесь суть в том, что вы видите возможности контроля и выхода из сложной ситуации. Визуализируйте успешное решение!

7.Вхождение в образ. Он широко использовался и используется в так называемых «звериных стилях» и эзотерических школах боевых искусств. Суть метода в том, что человек внушает сам себе (либо это делает его наставник) образ зверя или мифологического существа с определенными, необходимыми, качествами. Психика бойца полностью подчиняется этому существу (а фактически, некой модели собственного сознания), которое полностью берет на себя управление поведением данного субъекта во время схватки. Здесь существуют свои требования для работы с образом. Основные требования это: позитивное восприятие образа бойцом; вера в его непобедимость; наличие общих черт с бойцом для лучшего входа в образ, самоидентификации.

8. Социальное одобрение ваших действий. Данный способ выразился в виде пословиц «На миру и смерть красна» и » Виноватый винится, а правый ничего не боится» и др.  Один из известных способов, применяемый еще органами КГБ СССР, был способ поговорить о себе − в третьем лице, обязательно называя себя по имени. Например, сказать про себя: «Павел ты здесь?» и ответить «Я здесь!». Если позволяет время, то можно добавить социальное одобрение в виде фразы «Павел хорошо подготовился к бою\зачету\заданию и т.д.». По мнению специалистов, при обращение к себе в третьем лице:

1. в первом послании происходит привязка к реальности, к моменту «здесь и сейчас», что позволяет выйти на контроль опасности;

2. значительно снижает социальные страхи и создает иллюзию социального одобрения, в то время как разговор с собой в первом лице такого эффекта почти не вызывает.

9. Возможен еще один способ – утилизация страха. Как отмечает Сергей Ли, его следует использовать для выполнения каких-то конкретных задач или развития определенных качеств. Тут может использоваться техника работы с субличностями из Психосинтеза. В данном случае страх выступает в качестве отдельной субличности с которой можно договориться. То есть не бороться со страхом или его последствиями, а дружить с ним.

Вторая причина возникновения страха – это отсутствие четкой программы действий.

В традиционных боевых искусствах это решается при помощи ката или таолу (динамическая медитация), а так же при помощи тренажеров и спаррингов.

Третья причина – неправильная или недостаточная отработка технических элементов действий. Здесь можно вспомнить тезисы ИМТ: идеомоторный образ является достаточно устойчивым образованием, плохо контролируемым в экстремальных ситуациях, то есть в условиях напряженной деятельности (например, в дефиците времени) движение чаще выполняется не так, как требует ситуация, а так, как оно было выучено. Именно поэтому был сделан акцент на точности перед описанием методики ИМТ.

Опираясь на медитативные техники, боец формирует в себе психофизический комплекс, именуемый уверенностью. Как уже писалось выше, дезорганизация поведения может проявляться в снижении надежности действий. Следом возникает опасение – вдруг ошибка повторится? В одних случаях ошибка не замечается, в других оно становится помехой и перерастает в чувство отчетливого страха (при страхе, как правило, происходит резкое сокращение мышц, за счет чего у человека появляется скованность в движениях, они несколько раскоординированны, можно достаточно четко наблюдать дрожание (тремор)). Тем более легко страх возникает, когда выполнение того или иного действия связанно с риском для здоровья или жизни. Практика показывает, что только в редких случаях страх помогает, подстегивает, делать свое дело успешно. Лишь высокая уверенность в себе (не путать с самоуверенностью!) дает силы, препятствующие разрушающему воздействию страха. Когда нет спасительной уверенности в том, что удастся все преодолеть, нередко начинает формироваться психофизический феномен «порочный круг». Его суть в том, что страх перед неудачей мешает хорошо выполнить нужное действие, а плохо выполненное действие невольно усиливает чувство страха, что ошибка может повториться. Усилившийся страх способствует повторению ошибки, которая еще больше закрепляет чувство страха… и так круг замыкается, превращаясь в Уробороса страха…

Вся суть уверенности в себе раскрывается в старой притче…

«На заре эры Мейдзи жил хорошо известный борец по имени Онами — «Громадные волны». Онами был чрезвычайно силен и хорошо знал искусство борьбы. В схватках наедине он побеждал даже своего учителя. Однако при публике он так терялся, что даже его собственные ученики могли побороть его. Онами чувствовал, что ему надо обратиться за помощью к дзенскому учителю.

Как раз в маленьком храме по-соседству остановился странствующий дзенский учитель Хакудзи, так что Онами пошел к нему и рассказал о своем несчастье.

«Твое имя — Огромные волны,— сказал ему учитель. — Останься на ночь в этом храме. Представь себе, что ты и есть эти огромные волны. Ты больше не борец, который боится. Ты — эти огромные волны, сносящие и поглощающие все на своем пути. Сделай это — и ты будешь величайшим борцом на земле.» Учитель ушел.

Онами сел в медитации, пытаясь вообразить себя волнами. Он думал о самых разных, совершенно посторонних вещах. Но постепенно все больше и больше стал чувствовать себя волнами. Ночь шла, а волны становились все больше и больше. Они поглотили все цветы в вазах. Даже Будда на святыне был затоплен. Перед рассветом в храме не было ничего, кроме отлива и прилива огромного моря.

Утром учитель нашел Онами в медитации, на лице его блуждала слабая улыбка. Он похлопал борца по плечу: «Теперь ничто не сможет сбить тебя с пути,— сказал он.— Ты — эти волны. Ты сметешь все перед собою».

В тот же день Онами выступил в соревнованиях и победил. После этого ни один человек в Японии не мог побороть его».

Что важно знать об уверенности? То, что она носит не чисто психический, а психофизический характер, то есть уверенность имеет конкретные физические проявления (у каждого свои, на пример, зуд в деснах или пронзительный «орлиный» взгляд), а не ограничивается лишь психическим самочувствием. Подобные ощущения, в силу своей физической конкретности, позволяют легче обретать их в процессе тренировки. Психический компонент уверенности, из-за тесной взаимосвязи психических и физических процессов, возникает в след за физическим, и лишь потом, в результате регулярной практики, психическое начало становится определяющим в полноценном чувстве уверенности.

Если у бойца возникает чувство неуверенности, если он чувствует себя не подготовленным физически, если у него постоянно возникают сомнения вроде «а смогу ли я?», то он уже проиграл схватку, а, скорее всего, и жизнь, ибо в бою сомневаться некогда.

Вот одно из простых и эффективных упражнений по обретению уверенности, которое предлагает С. Горин.

Представьте себе какую-нибудь ситуацию из своей жизни, причем достаточно яркую и притом положительную. Например, ситуацию, когда вам было очень весело в компании, или когда ты качался на качелях, или ты спускался на санках с горы. Или еще что-нибудь положительное, приятное.

Надеюсь, вы можете вообразить эту ситуацию в виде картинки. А теперь попробуйте увидеть эту картинку ассоциированным образом (тип «А». См. ИМТ.)

Теперь потренируйтесь: сначала вспомните картинки по типу «Б» (когда вы видите себя и смотрите на себя со стороны), а потом войдите в картинку, так, чтобы вы увидели картинку по типу «А» — своими глазами. Научитесь делать такой переход для любой картинки. (И можно еще раз обратить внимание на то, как от такого перехода меняются ощущения).

1. Представьте себе ситуацию, когда вы были в себе уверены. Увидьте ее сначала со стороны, в положении «Б» — когда на картинке вы видите себя, как при съемке скрытой камерой. Потом увидьте эту же ситуацию «изнутри», как картинку в положении «А» — своими глазами. Увидьте то, что вы видели, услышьте то, что вы слышали, прочувствуйте все ощущения. И в тот момент, когда эмоции от этого воспоминания будут на высоте — соедините обе руки «в замок» или каким либо другим способом (это называется «постановкой якоря»).

2. Повторите пункт 1 еще 2-3 раза. Лучше, если вы будете каждый раз вспоминать разные, но похожие ситуации из прошлого, хотя это и не обязательно. Важно, чтобы вы вспоминали все те ситуации, когда вы были на 100% уверены в себе и собственных силах.

3. Проверьте полученный эффект. Для этого запустите якорь, (то есть, соедините руки «в замок»), и посмотрите, попали ли вы в состояние уверенности. При необходимости повторите пункты 1 и 2.

4. «Обкатайте» ситуацию, представив, как в будущем вы делаете что-то, в чем нужна уверенность. Увидьте соответствующую картинку в положении «Б», а потом войдите в нее — положение «А» — при этом соединяя руки «в замок». Отныне, как только вы попадаете в такую ситуацию — вы автоматически будете испытывать чувство уверенности в себе, самообладания.

5. Обкатайте свою уверенность и самообладание для других подобных ситуаций, при этом проверяйте, не будет ли вам в какой-то из ситуаций вредна излишняя уверенность и т. п.

6. Теперь «обкатайте» ситуации, которые для вас раньше были проблемными (вы, например, делаете какую-то ошибку).

Рассмотрите такую ситуацию из положения «Б», и ощутите, что вы все так же хорошо себя чувствуете — вы получили новый урок. Убедитесь, что вы обладаете все той же уверенностью в себе, самообладанием и контролем над ситуацией, и вы ничего не потеряли. Увидьте, что вы только приобрели дополнительный опыт и еще большую уверенность в себе.

Теперь можете, войдя в положение «А», «побывать в собственной шкуре» в такой ситуации в будущем — и понять, что нет тут ничего страшного и вредного.

Если вдруг «якоря уверенности» (на манер сцепленных «в замок» рук) где-то, в какой-то конкретной ситуации не будет достаточно — при повторных упражнениях сделайте более сильным якорь, работая над пунктами 1-3.

Вот еще одно мощное и простое в выполнении упражнение.

Выберите того, кто уже умеет «это» делать. Это может быть любой человек — ваш хороший приятель или незнакомец; известный киноактер или ваш тренер… Важно только одно — чтобы в его поведении чувствовалась сила и внутренняя убежденность: выбирайте такого человека, чье поведение вы хотели бы скопировать для себя, сделать такое поведение своим.

Тщательно понаблюдайте за человеком, манеры которого вы взяли себе в качестве образца для копирования. Обратите внимание на то, как он держится, ходит, сидит; прислушайтесь к звучанию его голоса; замечайте его мимику (в особенности — характерные выражения лица в ответственных или «переломных» ситуациях).

Затем, когда вы будете один:

Шаг 1. Создайте картинку типа «Б» (диссоциированную картинку, с позиции наблюдателя), в которой вы видите его — видите, как он двигается, говорит, смотрит. Если вам понравилось то, что вы увидели — сделайте следующий шаг.

Шаг 2. Вообразите на его месте себя — просто замените лицо и фигуру, но сохраните те же движения, жесты, позы, мимику. Если вам понравилось то, что вы увидели — сделайте следующий шаг.

Шаг 3. В своем воображении «шагните внутрь сцены» — создайте картинку типа «А» (ассоциированный образ), войдите внутрь себя. Хорошо прочувствуйте это состояние. Заметьте, чем оно отличается от ваших обычных переживаний.

Шаг 4. Побудьте две-три минуты в этом новом для себя состоянии. Убедитесь, что оно нравится вам, а затем сожмите руки «в замок» (то есть, поставьте «якорь» точно так же, как в первом упражнении).

Если вы сделаете это упражнение несколько раз, выбирая каждый раз другого человека в качестве образца, то вы реально ощутите то общее, что объединяет поведение всех этих людей.

Помните, что каждый раз, когда вы ощущаете этот настрой в себе, нужно сжать руки «в замок».

Шаг 5. Представьте себя в разных ситуациях. При этом, сжимая руки «в замок», вы всякий раз включаете «якорь уверенности» и нужного настроя.

Сделайте это несколько раз. Вам нужно убедиться, что ваш мозг научился воспринимать сигнал и автоматически включает нужное состояние, когда вы сжимаете руки «в замок».

Необходимо помнить что:

1. При активизации якоря прикасаться нужно именно в том месте, что и постановке якоря, с тем же усилием, и вообще как можно более похоже на первый раз.

2. Ставить якорь стоит непосредственно перед моментом, когда переживания достигнут своего пика.

Когда переживания пойдут на убыль (и даже незадолго перед этим моментом), якорь отпускают. Если есть возможность, то стоит якорь усилить, установив его несколько раз на одно и то же место.

Еще один оригинальный и неоднозначный способ выработки уверенности в себе: в общении с людьми нужно мысленно представлять (именно представлять!) куда поцеловать женщину, и куда ударить мужчину. Это перекликается с определением опасного бойца.

Самое простое определение опасного бойца — это человек, готовый ударить. Он может ударить любого, в любое время и в любой ситуации. Четко осознавая, что сражение — это не место для рационального человека, он отключает рациональную часть своего сознания.

Четвертая причина — отсутствие психологической готовности. И поэтому следующий аспект психологической подготовки бойца это наработка приемов самовоздействия для быстрого входа в боевые состояния.

Отсутствие психологической готовности к тому, что опасная ситуация может произойти именно с вами, здесь и сейчас!, ведет к тому, что даже вполне обученный человек оказывается захвачен врасплох, и ему не удается реализовать прекрасно изученную программу. Чаще всего жертвы не готовы поверить, что это с ними может случится. Человек не может психологически «принять» факт того, что это уже происходит именно с ним, здесь и сейчас. Как говорил Томас Джефферсон: «Цена свободы – вечная бдительность».

Тренировать способность к максимальной и мгновенной мобилизации можно уже описанными способами ПМТ, ИМТ, «якорение» состояний максимальной готовности и т.д.

Чтобы вызвать ощущение азарта, боевого воодушевления рекомендуем упражнение «прыжок орла». Для этого нужно поставить ноги на ширину плеч, полуприсесть, расправить руки назад и в стороны, растопырить пальцы, прогнуться, запрокинуть голову, исказить лицо (маска злости, ярости, агрессии) и напрячь все мышцы.

Затем нужно войти в состояние готовности к прыжку, которое должно усиливаться с каждым счетом, под каждый счет делать амортизирующие движения на ногах, будто в них сильная стальная пружина, готовая распрямиться. На счете «десять» нужно выпрыгнуть вверх с выпрямлением рук и боевым кличем «а-а!».

Это упражнение мгновенно вводит человека в боевое состояние, которое нужно «заякорить» используя вышеприведенные правила.

При использовании методов ПМТ и ИМТ главное сначала четко продумать ситуацию, которую предстоит проигрывать в медитации, а затем, войдя в транс («экранное состояние») и сохраняя его, приступить к визуальной медитации, наблюдая себя успешно преодолевающим возникшие проблемы. Практиковать рекомендуется ежедневно (несколько раз в день, но не более 5-10 мин. подряд и обязательно на ночь в постели и утром сразу после пробуждения) до степени автоматизма, чтобы организм включался в мобилизацию мгновенно, без долгих «раскачиваний».

Из вышесказанного вытекает, что снизить чувство страха до приемлемого уровня можно только за счет приобретения осознанных знаний и твердых практических навыков и умений.

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай»,Павел Николаевич Пискун

Медитация в боевых искусствах, или Зачем бойцу психологическая подготовка. Часть 1.

Медитация в боевых искусствах, или Измененные состояния сознания. Часть 2.

Медитация в боевых искусствах, или Что же такое медитация. Часть 3.

Медитация в боевых искусствах, или Взгляд изнутри. Часть 4.

Медитация в боевых искусствах, или Какая же польза. Часть 5.

Медитация в боевых искусствах, или Первые врата. Часть 6.

Медитация в боевых искусствах, или Вторые врата. Часть 7.

Медитация в боевых искусствах, или Как правильно бояться. Часть 8.

Медитация в боевых искусствах, или Гармония жизни. Часть 9.

Вас заинтересует \ Related posts