Тренировки не приводят к идеальным результатам, они приводят к стабильным результатам.

Уоррен Баффет.

Схватка, бой – это всегда тяжелое испытание для бойца. Навыки делают бой легче, и поэтому свои навыки надо использовать для боя, а не для его избегания. Боец в состоянии защиты теряет всякую способность не только к сложно координированным действиям, но и инициативу и способность целенаправленно поражать противника.

Любой навык для гарантированной работы в бою должен приобретаться не в спокойной обстановке, а в состоянии стресса – в жестком тренинге с использованием грубой моторики. Обучение должно проходить в форме предусматривающей высокое эмоциональное вовлечение, иначе во время боя ваша техника перестанет работать.

Всем известно, что лучшая защита – это нападение. Мы не сможем нокаутировать противника только защищаясь; мы не сможем нокаутировать противника если у нас нет устоявшихся навыков элементарных, базовых, ударов и бросков.

Боец должен действовать агрессивно, владеть инициативой, т. е. заставлять противника постоянно реагировать на ваши атаки, не оставляя ему возможности атаковать самому. Но чтобы загнать противника в оборону и победить его, необходимо, чтобы ваши атаки представляли для него существенную угрозу, иначе он их просто проигнорирует. Но какую угрозу будут представлять ваши удары, если они не наработаны, не доведены до состояния навыка, автоматизма?

Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда молодые курсанты Полицейского колледжа просят показать побольше приемов. На резонный вопрос, а освоил ли ты предыдущие, слышу ответ: да я их знаю\пробовал, скучно, хочу что-то новенькое. С такой ситуацией сталкивается каждый тренер и педагог, задача которого провести ученика по схеме «знания, умения, навыки». Эта схема является путем проведения ученика от теории к практике.

Двигательное умение — это степень владения техникой действия при повышенной концентрации внимания на составные части при встречающейся нестабильности движения (действия). Умение является промежуточным этапом в овладении новыми способами действия, основанными на знаниях.

Двигательный навык — это степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически, и действия отличаются надежностью.

В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание движений с целью обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приблизительной форме.

Задачи:

  • — создать общее представление,
  • — научить элементарной технике этого действия,
  • — сформировать общий ритм,
  • — предупредить грубые искажения техники.

Второй этап — углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

Задачи:

  • — понять закономерности движений,
  • — уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого,
  • — усовершенствовать ритм движений,
  • — создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Третий этап — формирование двигательного навыка, достижение совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения.

Задачи:

  • — закрепить навык и совершенствовать технику движения для достижения высокого результата,
  • — избирательно совершенствовать те физические качества, от которых зависит высокий результат в двигательном действии,
  • — совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность,
  • — ознакомиться с прикладными способами выполнения движения (варианты этого движения из бытовой, производственной или боевой практики).

Качество технического исполнения атак, является залогом их грамотного тактического использования. Всем известно, что одно и то же техническое действие может иметь различные тактические варианты, которые будут адекватны нашим намерениям.

Работая над эффективной техникой, нельзя забывать о агрессивном настроем на бой, на победу. Нужно не только хотеть нанести противнику повреждение, но быть способным это сделать.

Сила удара кратковременна по времени. Мы с вами помним формулу по которойможем определить компоненты идеального удара: масса на скорость. Мы также знаем, что на удар влияет и кинетическая энергия, и импульс, и сложение количества движения. При ударе человека по цели, импульс резко нарастает и относительно медленно и волнообразно падает. Общая длительность импульса определяется вложенной в удар массой, а время нарастания импульса определяется массой ударной конечности.

Вывод простой: для сильного удара нужно увеличивать массу или скорость.

Массу ударной конечности мы можем увеличить за счет кимэ, мгновенного напряжения всех мышц на долю секунды во время сброса энергии в цель.

Скорость мы можем увеличить не только за счет пройденного пути ударной конечности (разгон), но и за счет укорочения рычага (принцип кнута).

Самый «дальнобойный» из ударов – прямой ногой (мэ-гери\фронт-кик, йоко-гери\сайд-кик) и прямой рукой (ои-цуки, гияку-цуки\панч, кизами-цуки\джеб). Это его плюс. От прямого удара сложно уйти убиранием головы назад, ибо рука быстрее – догонит. Минусом является его техническая сложность, требуется отличное чувство дистанции, и его относительно небольшая скорость. Бонус прямых ударов – это то, что они не выходят за силуэт бойца, и в ситуациях стресса не семафорят противнику о начале атаки.

Второй по «дальнобойности» — это удары наотмашь (уракен\бэкфист), боковые удары руками (маваши-цуки\свинг) и боковые удары ногами (маваши-гери\хай-, мидл-, лоу-кик и др.). Плюс таких ударов это относительная простота исполнения, в принципе любой новичок бьет их достаточно сильно и быстро, иногда у бойца разница между прямыми и боковыми ударами может достигать 60%. За счет более длинного пути увеличивается скорость, а, следовательно, и сила удара. Минусом является та же самая круговая траектория, которая дала более высокую скорость. От таких ударов легко уклониться назад, пропустив удар перед собой, т.к. удар уходит в сторону, приходится также прикладывать массу усилий для того, чтобы бойца не унесло инерцией, не «провалило» в ударе и не повернуло боком или спиной к противнику, т.е. «мертвой зоной». Такие удары семафорят о себе противнику выходом ударной конечности за силуэт.

Самые «короткие» удары – это удары головой, локтями, коленями или согнутой рукой (каги-цуки\хук, ура-цуки\апперкот). Их разрушительность заключена в жесткости всей ударной конструкции и поверхности. Плюс – возможность наносить сокрушительные и неожиданные удары без замахов на короткой дистанции. Минус заключается в своевременном формировании кимэ, жесткой ударной конструкции всего теля. Также существенным минусом для новичков является сама дистанция. Ближний бой требует большого опыта, активного захвата инициативы, иначе можно также внезапно поймать ответку от более опытного противника, а короткие расстояния не позволят вовремя отреагировать защитой.

В последнее время разгорелась полемика по поводу ударных поверхностей рук или ног. Чем лучше бить? Кулаком или ладонью?

Здесь тоже все достаточно просто. Если вы занимаетесь спортом, то кулак! Иные формы руки запрещены на соревнованиях. Кулак ВСЕГДА длиннее ладони! Это дает вам возможность опередить противника на 5 см., что в условиях боя очень существенно! Если вы профи, то на улице бейте кулаком. Если вы супер-профи, то можете бить и пальцами (нукитэ). Если вы занимаетесь «для себя», то вам просто некогда закалять ударные поверхности кулака, некогда укреплять дополнительное звено в ударной цепи – кисть, ваш выбор ЛАДОНЬ. Если вы занимаетесь для самозащиты, когда предполагается противодействие нескольким противникам, то ваш выбор ЛАДОНЬ, т.к. вы можете бить ладонью и хватать одновременно, плюс дополнительные ударные формы ребром ладони (шуто-учи, хайто-учи, хиракен) площадь которых меньше кулака, а следовательно и передача кинетической энергии увеличивается, а, следовательно, многократно увеличивается разрушительная способность.

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай»,Павел Николаевич Пискун

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: что такое и как в него едят? Часть 1.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: в пузо или в челюсть? Часть 2.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: чем ударить хорошо и чем ударить плохо? Часть 3.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: прямой или боковой? Часть 4.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: крылья или ноги? Часть 5.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: ОФП или СФП? Часть 6.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: тактика реальна? Часть 7.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: психология? Часть 8.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: проверка боем? Часть 9.

Вас заинтересует \ Related posts