Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10,000 раз.

Брюс Ли

В предыдущей статье мы эту тему предварительно разобрали в коротком обзоре тактического назначения, их плюсов и минусов.

Мы определили, что:

Самый «дальнобойные» из ударов – это прямые.

Это прямой ногой (мэ-гери\фронт-кик, йоко-гери\сайд-кик) и прямой рукой (ои-цуки, гияку-цуки\панч, кизами-цуки\джеб).

Его плюс — «дальнобойность». От прямого удара сложно уйти убиранием головы назад, ибо рука быстрее – догонит. Бонус прямых ударов – это то, что они не выходят за силуэт бойца, и в ситуациях стресса не семафорят противнику о начале атаки, а также то, что прямая линия самый короткий путь между нашим кулаком и подбородком противника.

Минусом является его техническая сложность, требуется отличное чувство дистанции, и его относительно небольшая скорость.

Второй по «дальнобойности» — это круговые удары.

Это удары наотмашь (уракен\бэкфист), боковые удары руками (маваши-цуки\свинг) и боковые удары ногами (маваши-гери\хай-, мидл-, лоу-кик и др.).

Плюс таких ударов это относительная простота исполнения, в принципе любой новичок бьет их достаточно сильно и быстро, иногда у бойца разница между прямыми и боковыми ударами может достигать 60%. За счет более длинного пути увеличивается скорость, а, следовательно, и сила удара.

Минусом является та же самая круговая траектория, которая дала более высокую скорость. От таких ударов легко уклониться назад, пропустив удар перед собой, т.к. удар уходит в сторону, приходится также прикладывать массу усилий для того, чтобы бойца не унесло инерцией, не «провалило» в ударе и не повернуло боком или спиной к противнику, т.е. «мертвой зоной». Такие удары семафорят о себе противнику выходом ударной конечности за силуэт.

Самые «короткие» удары – это удары головой, локтями, коленями или согнутой рукой (каги-цуки\хук, ура-цуки\апперкот). Их разрушительность заключена в жесткости всей ударной конструкции и поверхности.

Плюс – возможность наносить сокрушительные и неожиданные удары без замахов на короткой дистанции.

Минус заключается в своевременном формировании кимэ, жесткой ударной конструкции всего теля. Также существенным минусом для новичков является сама дистанция. Ближний бой требует большого опыта, активного захвата инициативы, иначе можно также внезапно поймать ответку от более опытного противника, а короткие расстояния не позволят вовремя отреагировать защитой.

Руки и ноги тренируют несколько разными способами (и мы поговорим о ногах в следующих статьях, а сегодня будут рассмотрены удары руками).

Также разными способами тренируют прямые и боковые удары. Все удары рукой различаются только уровнем связи плеча с предплечьем в момент удара, сброса силы (кимэ).

При правильном прямом ударе эта связь жесткая, то есть в момент сброса\кимэ плечо с предплечьем образуют как бы единую структуру, цельную ударную массу. Однако, эта же жесткая структура, сковывая плечо с предплечьем жесткой связью, неизбежно ограничивает скорость ударной конечности и, соответственно, силу удара. В случае прямых ударов скорость ударной конечности сильно ограничена нашей биофизикой. Зато та же биофизика позволяет при прямом ударе передать мишени огромный импульс и энергию большей части нашего тела. В этом и состоит преимущество прямых ударов.

Вывод: при прямых мы используем преимущественно массу тела для вложения в удар.

Для боковых ударов эта схема не работает, т.к. нет биофизических возможностей полностью и без потерь передать энергию и импульс тела в ударную поверхность. Вы просто порвете себе связки или сломаете руку. За счет чего же увеличивать силу удара при боковых? За счет увеличения угловых скоростей. Скорость можно увеличить за счет коротких рычагов (бросаем тазом, ногами, а не рукой и плечом), за счет удлинения дистанции ударной конечности (сама траектория это делает), за счет хлыстообразного импульса, суть которого достигается уменьшением жесткости связи между плечом и предплечьем. Ослабляя жесткость связи плеча с предплечьем, скорость ударной конечности и, соответственно, силу удара можно поднять на 30–50%.

Вывод: при боковых мы используем преимущественно массу тела для разгонки ударной конечности.

Как это объединить? Единое при тренировках ударов, это способы вложения массы тела в удар, разгонка ударной поверхности.

Для начала я перечислю способы оптимального вложения тела в удар в зависимости от дистанции.

  1. Опускание центра тяжести (ЦТ) (подседание) — ближняя дистанция, чика-ма. Здесь как бы топаем двумя ногами одновременно, но не прыгая вверх и приземляясь, а как бы поджимая ноги.

Учебное упражнение 1:

спрыгните мягко с гимнастической скамейки или с невысокого камня, при этом не поднимаясь, не подпрыгивая, а как бы «выливаясь» вниз.

  1. Вращение бедер — ближняя и средняя дистанция, чика-ма и учи-ма.

Учебное упражнение 2.1.:

вращайте бедра вправо-влево, руки расслабленно болтаются, а на больших скоростях они хлещут тело.

Учебное упражнение 2.2.:

Здесь мы соединяем первый и второй способ вложения тела в удар. Вращайте бедра вправо-влево, руки расслабленно болтаются. По мере вращения резко опускайте ЦТ, например при вращении вправо, и затем выпрямляйте ноги на вращениях влево.

  1. Возвратно-поступательные движения (перемещения ЦТ в пределах стойки, маятник) — средняя дистанция, учи-ма.

Учебное упражнение 3.1.:

не отрывая ног от земли, перемещаете ЦТ на переднюю ногу и затем на заднюю, переходите из стойки зенкуцу-дачи в стойку кокуцу-дачи.

Учебное упражнение 3.2.:

Здесь мы соединяем первый и третий способ вложения тела в удар. Выполняя предыдущее упражнение 2.1., начинайте перемещать ЦТ с правой ноги на левую.

Учебное упражнение 3.3.:

Здесь мы соединяем первый, второй и третий способ вложения тела в удар. Выполняя предыдущее упражнение 2.2., начинайте перемещать ЦТ с правой ноги на левую, как бы оседая то на одну то на другую ногу.

  1. Наклон корпуса вперед — средняя и длинная дистанция, учи-ма и то-ма. (Используется как компенсация при ударе и досыл удара при попытке противника отшатнуться. В самостоятельном виде не практикуется и является грубейшей ошибкой при расчете дистанции, но имеет место в базе Вадо-рю и некоторых иных стилях).

Удары шлифуют как цельным методом, так и разделением на этапы. Этапы ударного движения состоят:

— старта,

— доставки ударной конечности,

— сброса силы,

— возврата в боевое  положение, камаэ.

В этой статье мы поговорим о цельном методе постановки удара, т.е. о наработке вложения тела и привязки к вложению траекторий ударов руками.

Начинаем с обязательного базового Учебного упражнения 2.1.

Исходное положение — фронтальная стойка, шизентай, руки свободно висят вдоль туловища, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу или же носки смотрят чуть-чуть внутрь. Здесь основная задача упражнения не столько вращать бедра, сколько полностью расслабить руки, чтобы во время удара мышцы рук были полностью выключены.

Начинаем повороты корпуса вправо-влево, необходимо заставить руки «летать» как плети и «оплетать» корпус, при этом сам поворот корпуса запускается небольшим толчком таза в нужную сторону.

Прямой удар.

Упражнение 1.1.

Начинаем Уч. упр. 2.1., «бросаем» руки.

Постепенно переходим на одностороннее «бросание», когда одна рука поднимается к голове и держится там прижатая кулаком к скуле или виску. Сначала одна рука, потом другая, потом снова первая и т.д.

При очередном повороте, когда плечо прижатой к голове руки идет вперёд, необходимо просто распрямить руку вперёд и указать пальцами в точку, предварительно определённую перед собой. Кисть вертикальная! Как будто здороваемся. На обратном ходе рука возвращается обратно. При этом необходимо следить за тем, чтобы кисть выпрямляемой руки – её локоть – плечо – второе плечо находились на одной прямой линии.

После этого всё повторяется для второй руки, при этом другая рука продолжает «летать» и «оплетать» корпус.

После этого делаем акцент на начале движения локтем, как будто мы толкаем шкаф предплечьем ударной руки.

Упражнение 1.2.

Далее выполняя упр. 1.1. мы плавно переходим к упр. 1.2., делаем тоже самое для двух рук одновременно, когда возле головы находятся обе руки и на каждый поворот выбрасывается вперёд в цель правая или левая рука. Важно чтобы движение при этом не прерывалось, и вращение корпуса было постоянным.

Следующим этапом идет кулак, который бросается в туже точку, в которую перед этим показывали пальцы.

Упражнение 1.3.

Начинаем Уч. упр. 3.2., «бросаем» руки в боевом положении, камаэ.

1 этап: Упражнение 1.1., одиночное «бросание» рук от виска, но только в камаэ.

2 этап: Упражнение 1.2. «бесконечная» двойка в камаэ.

Упражнение 1.4.

После этого переходим к обычной дорожке, когда двигаясь вперёд или назад подшагом, сури-аши, наносятся прямые удары правой и левой руками, кизами-цуки и гияку-цуки.

Особенность заключается в следующем:

1) левая нога всегда впереди.

2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).

Упражнение 1.5.

После этого переходим к дорожке, когда двигаясь вперёд или назад шагом, аюми-аши, наносятся прямые удары только ЗАДНЕЙ рукой, гияку-цуки.

Особенность этого упражнения заключается в следующем:

1) правая нога с ударом левой рукой, а левая нога с ударом правой рукой.

2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).

Боковой удар

Упражнение 2.1.

Начинаем Уч. упр. 2.1., «бросаем» руки.

«Бросая» руки, постепенно поднимаем их перед собой и делаем жёсткий каркас из корпуса и обеих рук. Оба кулака соприкасаются перед грудью. Кулаки, локти и плечи на одной горизонтальной линии. Кулаки поставлены вертикально. При этом руки не просто сведены впереди, а образуют кольцо, как будто обхватили бочку. Продолжая повороты корпуса вправо-влево, «переносим» бочку из стороны в сторону.

Упражнение 2.2.

Следующий шаг, одна рука опускается вниз, и о ней забываем, она продолжает «оплетать» корпус. Вторая как «стояла» перед грудью, так там жёстко и удерживается, при любом повороте кулак никуда не сдвигается, его проекция чётко перед грудиной. Делаем для двух рук.

Упражнение 2.3.

Далее одна рука поднимается к голове. Мы выполняем круговой удар локтем. Локоть возвращается в «висячее» положение, а кулак к виску. Рука забирается бедром!

Упражнение 2.4.

Начинаем выбрасывать локоть как в предыдущем упражнении, но кулак при этом чуть выстреливается вперед, выдерживая линию перед грудиной, где кулак-локоть-плечо находятся на одной горизонтальной линии. Аналогия – ставим перед собой на барную стойку кружку пива и двигаем поворотом корпуса в сторону, а предплечьем протираем барную стойку. Чёткий контроль за горизонтальной линией сохраняется на всём пути поворота корпуса. После того как корпус завершил поворот в сторону удара и начинает двигаться обратно кулак кратчайшим путём быстро возвращается к голове.

Если чувство удара «теряется», то повторяйте по очереди упр. 2.3. и 2.4., т.е. удар локтем, удар кулаком, и опять удар локтем, а затем опять кулаком.

Упражнение 2.5.

Здесь начинается «бесконечная» двойка обеими руками с соблюдение всех предыдущих условий.

Упражнение 2.6.

Начинаем Уч. упр. 3.2., «бросаем» руки в боевом положении, камаэ.

1 этап: Упражнение 2.2., одиночное «бросание» локтя, рука от виска, но только в камаэ.

2 этап: Упражнение 2.3., одиночное «бросание» рук от виска, но только в камаэ.

3 этап: Упражнение 2.4. «бесконечная» двойка в камаэ.

Здесь можно «поиграть» сменой дистанция удара (с маваши-цуки на каги-цуки, регулируется большим или меньшим сгибанием локтевого сустава) и уровня атаки (дзедан или тюдан, прижиманием локтя бьющей руки к корпусу).

Упражнение 2.7.

После этого переходим к обычной дорожке, когда двигаясь вперёд или назад подшагом, сури-аши, наносятся боковые удары правой и левой руками, кизами-маваши-цуки и гияку-маваши-цуки, каги-цуки.

Особенность заключается в следующем:

1) левая нога всегда впереди.

2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).

Упражнение 2.8.

После этого переходим к дорожке, когда двигаясь вперёд или назад шагом, аюми-аши, наносятся боковые удары только ЗАДНЕЙ рукой, форма гияку-цуки.

Особенность этого упражнения заключается в следующем:

1) правая нога с ударом левой рукой, а левая нога с ударом правой рукой.

2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).

Удар снизу

Упражнение 3.1.

Начинаем Уч. упр. 2.1., «бросаем» руки и плавно переходим к Уч. упр. 2.2.

Рука бьющая прижимается локтем к боку, и таким образом создает жесткую структуру.

Упражнение 3.2.

Далее, выполняя предыдущее упражнение, мы просто чуть наклоняем корпус вправо или влево. Одна рука опускается вниз, и о ней забываем, она продолжает «оплетать» корпус. Вторая жёстким каркасом руки просто наклоняется корпусом вниз и его же поворотом кидается вверх.

Упражнение 3.3.

Далее одна рука поднимается к голове. Мы выполняем удар локтем снизу. Локоть возвращается в «висячее» положение, а кулак к виску. Рука забирается бедром!

Упражнение 3.4.

Начинаем выбрасывать локоть как в предыдущем упражнении, но кулак при этом чуть выстреливается вперед, выдерживая линию перед грудиной, где кулак-локоть-плечо находятся на одной вертикальной линии.

Если чувство удара «теряется», то повторяйте по очереди упр. 2.3. и 2.4., т.е. удар локтем, удар кулаком, и опять удар локтем, а затем опять кулаком.

Упражнение 3.5.

Здесь начинается «бесконечная» двойка обеими руками с соблюдение всех предыдущих условий.

Упражнение 3.6.

Начинаем Уч. упр. 3.2., «бросаем» руки в боевом положении, камаэ.

1 этап: Упражнение 3.2., одиночное «бросание» локтя, рука от виска, но только в камаэ.

2 этап: Упражнение 3.3., одиночное «бросание» рук от виска, но только в камаэ.

3 этап: Упражнение 3.4. «бесконечная» двойка в камаэ.

Упражнение 2.7.

После этого переходим к обычной дорожке, когда двигаясь вперёд или назад подшагом, сури-аши, наносятся удары снизу правой и левой руками, кизами-ура-цуки и гияку-ура-цуки.

Особенность заключается в следующем:

1) левая нога всегда впереди.

2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).

Упражнение 2.8.

После этого переходим к дорожке, когда двигаясь вперёд или назад шагом, аюми-аши, наносятся боковые удары только ЗАДНЕЙ рукой, форма гияку-цуки.

Особенность этого упражнения заключается в следующем:

1) правая нога с ударом левой рукой, а левая нога с ударом правой рукой.

2) необходимо продолжать следить за тем, чтобы все удары запускались корпусом (толчком бёдер).

После того как вы проработали руки на месте, а затем в движении, я рекомендую вам проработать те же ручки двойками, но:

— вход вперед и выход назад:

  1. вход с ударом передней рукой, выход с ударом задней.
  2. вход с ударом задней рукой, выход с ударом передней.

— вход вперед и выход в сторону:

  1. вход с ударом передней рукой, выход с ударом задней.
  2. вход с ударом задней рукой, выход с ударом передней.

— вход с двойкой выход назад с двойкой:

  1. вход с ударом передней рукой, выход с ударом передней.
  2. вход с ударом задней рукой, выход с ударом задней.
  3. вход с ударом передней рукой, выход с ударом задней.
  4. вход с ударом задней рукой, выход с ударом передней.

— вход с двойкой выход в сторону с двойкой.

— вход вперед, уклон или нырок, и выход назад.

— вход вперед, уклон или нырок, и выход в сторону.

— вход вперед с двойкой, уклон или нырок и выход с двойкой в сторону.

Понимая принципы вы сами сможете построить свою персональную систему и программу подготовки к бою.

Удачи! Практикуйте чаще!

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай»,Павел Николаевич Пискун

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: что такое и как в него едят? Часть 1.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: в пузо или в челюсть? Часть 2.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: чем ударить хорошо и чем ударить плохо? Часть 3.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: прямой или боковой? Часть 4.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: крылья или ноги? Часть 5.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: ОФП или СФП? Часть 6.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: тактика реальна? Часть 7.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: психология? Часть 8.

НОКАУТИРУЮЩИЙ УДАР: проверка боем? Часть 9.

Вас заинтересует \ Related posts