Везде-то им «многабукафф»…
Цэ ж – обычный научный пэрэклад детской сказки про двух лягушек, попавших в смятану. Кто заранее настроен на то, что дергаться бесполезно – тонет. Кто, ни смотря ни на что, барахтается – тот и выкарабкивается.
Ладно, вот вам примерно то же самое в переводе Хоббита: «Путь юного каратиста».
Все мы слышали о том, что многие прославленные мастера БИ в детстве были маленькими и слабенькими. Я мыслю так, шо как раз «поисковая активность» им и помогала…
1. «Я – неудачник :-(((».
Цитата: «животное обнаруживает полную независимость между своим поведением, направленным на изменение ситуации, и последствиями этого поведения — что бы ни предпринималось, все оказывается безрезультатным».
Вспомните детский сад и школу. Практически в каждой группе/классе были пацанята-аутсайдеры. Самые маленькие, самые хилые. У них вечно отнимали игрушки, не принимали играть в игры… ну и постоянно били, понятное дело. Все их робкие попытки «дать сдачи» безжалостно пресекались более сильными и уверенными в себе сверстниками. Знакомая фигура, не правда ли?
У многих из них печать «вечного последнего» остается на всю жизнь. И спиваются, и вешаются, и режут вены.
При этом многие из них приходят в секции БИ, для того чтобы «стать сильным – и тогда уж всем показать!». Но чаще всего, из этого ничего не получается. Они могут иметь потенциально очень неплохие физические качества – но вбитое (в буквальном смысле) в них чувство неуверенности, беспомощности не позволяет им развиваться. Они заранее уверены в своем поражении – и в результате регулярно огребают даже от тех пацанят, которых при лучшем психологическом раскладе смогли бы смешать с… э-э-э… фекалиями:-).
Но бывают и такие случаи, когда пацаненок, доведенный до нижней планки отчаяния, сжимает зубы и начинает работать над собой. Встает в 6 утра, чтобы побегать на школьном стадионе, облиться холодной водой, дрожа от напруги потягать гантели. Учит по книжкам удары и блоки. Записывается в секцию каратэ, сознавая, что поначалу будет регулярно получать в бубен, но веря в то, что когда-нибудь он станет сильным.
И тогда рано или поздно происходит прорыв (крайний вариант такой ситуации описан в статье Кочергина «Как закалялась сталь – 2»).
Это самый важный этап – сломать в себе комплекс неудачника.
2. «Молодец среди овец».
Цитата: «Одной группе испытуемых давали очень легкие задачи, решаемые по стереотипному алгоритму. В 100 % случаев испытуемые справлялись с этими задачами, приобретая опыт успешности».
На ДАОрожке молодого каратиста может поджидать такая «засада». Парень подкачался, окреп, настучал дома на мешке основные удары – и приходит в секцию, допустим, шотокан-ВУКО. Т.е. — бесконтакт и ограниченный набор необходимой для этого техники: гьяку/кидзами-цки, маэ/маваши-гэри (это особенно актуально для небольших городов, где на весь город – полторы секции ВЕ). И парень через пару месяцев начинает с легкостью «переигрывать» своих партнеров. И ему классно и хорошо. И он начинает самозабвенно «играть в пятнашки», забывая о том, что пришел учиться драться. И перестает думать, перестает «пахать». А зачем – ведь и так все получается…
…После этого в секцию приходит «странствующий» боксер, борец или еще какой «рыцарь кулака и пинка». Или наш молодой герой неудачно проходит мимо пивного ларька, из-за которого тихонько выруливает стайка гопников…
Получив по голове, он конечно же впадает в депресс: как же так? Я же самый лучший – а меня… а меня… Через некоторое время приходит озарение: «Да это же каратэ во всем виновато! Оно ж для драки непригодно!!!». И идет в бокс или в «тай». И всё начинается сначала.
3. «Через тернии…».
Цитата: «Другой группе испытуемых давали достаточно сложные, но решаемые задачи».
Больше везёт тем, кто приходит в прикладуху (если, конечно, терпения хватит). Поначалу парня метелят в хвост и в гриву. Но он терпит боль и усталость, он «пашет», работает над техникой, силой и скоростью, он учится придумывать, как победить более сильного противника, владеющего разнообразной техникой (читайте Юрьича – как он ходил в секцию дзюдо, и как учился применять в драке хапкидо).
Ну и: кто ищет – тот всегда найдет:-). Подрастает нормальный боец…
4. «We are not too old for all this sheet!».
Цитата: «Тот, кто полагает, что потерпел неудачу только в этом конкретном виде деятельности, тогда как с другими задачами может справиться успешно, менее склонен к выученной беспомощности, чем тот, кто в своих представлениях распространяет опыт конкретной неудачи на любые виды деятельности. Тот, кто считает, что его неудачи обусловлены его личными дефектами, не поддающимися исправлению, более подвержен обучению беспомощности, чем тот, кто связывает неудачи с внешними обстоятельствами».
Помните «Смертельное оружие – 4»? Когда постаревшего Риггса, ранее считавшегося непобедимым «смертельным оружием», раз за разом на ринге укладывает на пол более молодой и сильный боец-боксер? Потом в раздевалке Мюрто вправляет ему мозги, и два «старичка» начинают «накачивать» себя:
— We are not too old for all this sheet.
— We are not too old for all this sheet!
— WE ARE NOT TOO OLD FOR ALL THIS SHEET!!!
После чего идут и вдребезги разносят китайскую банду. Вот – это примерно о том же:-).
5. «… — к звездам» или «Я – патриарх».
Цитата: «Может показаться, что достижение поставленной цели способно иммунизировать нас от роли неудачника, снизить подверженность депрессиям и повысить стрессоустойчивость. Это не всегда так».
Молодой и амбициозный каратист ставит перед собой задачу – получить 5 дан (или какой там последний перед почётными?), выиграть чемпионат Японии по каратэ, зарегистрировать федерацию, открыть школу. И в конечном итого добивается всего этого.
Всё, мужики! Теперь можно и отдохнуть, а то всю жизнь пашешь, пашешь….
Сначала всё идет нормально. Мужик бездельничает, купается в лучах славы, ученики его боготворят… копейка опять же в карман капает:-). Но рано или поздно – в голове начинается шебуршение. «Блин, а чё будет, когда я постарею? Блин, а если придет более сильный боец – и отп#здит меня прямо здесь, перед учениками? Блин, а чё мне денег мало платят? Блин, а почему кругом ВРАГИ???».
И всё – спокойной жизни как не бывало!
6. «И – вечный бой…»
Цитата: «Перед человеком, добившимся поставленной цели и удовлетворенным ситуацией, открываются две возможности: он может либо ставить перед собой новые задачи (как это происходит, например, в процессе творчества)…».
Все смотрим на КоТа:-)))))))))))))))))))).
7. «Резюма».
Цитата: «Так будем же активны и в бою и в жизни. Традиционные боевые искусства воспитывают человека с высокой самооценкой, уважающего себя, с поисковой активностью».
Несогласные есть? Тогда мы идем к вам:-))))))))

инструктор Тойквай,

А. А. Норинский.

1. Самооборона: секреты эффективности. Часть 1.

2. Самооборона: поисковая активность и обученная беспомощность. Часть 2.

3. Самооборона: поисковая активность и обученная беспомощность для самых маленьких. Часть 3.

Вас заинтересует \ Related posts