0061В общем, по истории в Японии все просто. Японцы, не смотря на весь свой пафос и взгляд свысока на унтерменьшей азиатского региона, заимствовал из Китая хренову тучу полезностей и не только. Спецификой ниппонцев было оттачивание навыков до совершенства (ну, мало там и земли, и еды, и новых знаний), но они, как и все люди творческие, в силу гордыни и честолюбия, всегда добавляли малость отсебятины. Кандзи, религия, мордобой и др. -дзюцу получались у них с некоей толикой своеобразия и аутентичным очарованием (для любителей манимализма).До закрытия Ниппонии китайцы приезжали в страну «восходящего солнца» и привозили с собой не только контрафактные товары народного потребления, но контрафактные свитки с религиозными текстами именуемые Чань.
Чань-буддизм (чань (кит. 禪)) — это китайская подделка махаянского буддизма с элементами даосизма и др. китайских мистических течений. Сложившись в период V—VI веков, чань инфицирует распостраняется воздушно-капельным путем посредством монахов на Вьетнам и Корею, а в начале XI века попадает в Японию, где происходит очередная алхимическая реакция и сплавление синтоизма, даосизма и чань-буддизма в Дзен.
Собственно, Дзен нас не очень интересует, а интересуют монахи привезшие чань и его ритуалы в Японию, т.к. в своих ритуалах использовали ваджру\конго, палочку из сандалового дерева.
Собственно, даже не все монахи нас интересуют, а в частности секта Сингон-сю (яп. 真言宗) принадлежащая направлению ваджраяны. Секта возникла в период Хэйан (яп. 平安時代, 794—1185) и достаточно быстро стала школой. Основатель школы, монах Кукай (яп. 空海), ездил в Китай, где изучал тантру как составную часть школы Ваджраяны.
Собственно, это направление интересно для нас, как бойцов, именно практиками тантры.
Тантра считается самым коротким, но и самым опасным путем к просветлению. Практикуя пограничные\измененные состояния сознания, находящиеся практически на волосок от смерти, адепты пытались достичь просветлённых состояний. Понимая всю серьезность возможных последствий на этом опасном пути, адепты очень внимательно относились к выбору «проводника\учителя\гуру».
Сэнсэй Кукай привез с собой большое количество текстов и буддийских изображений, на основе чего он разработал своё собственное учение и практику.
Считается, что именно от этого направления произошли монахи-отшельники ямабуси, стратегия которых (ямабуси-хэйхо) стала настольной книгой всякого уважающего себя Ниндзя.
Сэнсэй Кукай был достаточно крут, дабы делать громкие заявления, в частности определять рейтинги мирян и других религий.

Кукай в своём сочинении “Хидзо Хояку” — части сочинения “Химицу мандара дзюдзюсин-рон” (яп. 秘蔵寶鑰, Драгоценный ключ к тайной сокровищнице) даёт следующую схему десяти стадий на пути к просветлению, характеризуя иерархию учений.

1. Низшие люди, рабы своих желаний. Их называют безумцами и сравнивают с баранами.
2. Наивные, невежественные как дети, но воздержанные, обладающие моралью. На этом уровне находится конфуцианство c учением о добродетели, милосердии и сыновьей почтительности.
3. Наивные, но бесстрашные, с добрыми устремлениями. К этой категории относятся даосы и индуисты (в первую очередь вайшешика и самкхья), те, кто ищут перерождения на небесах. Их сравнивают с телёнком, следующим за матерью.
4. Шраваки в хинаяне, знающие об отсутствии “я” и понимающие учение Будды о пяти скандках. Их называют козлами или овцами.
5. Пратьекабудды в хинаяне, индивидуальные практики, сумевшие освободить себя от причинности и кармы, они уничтожают зерно невежества. Их называют оленями или носорогами.
6. Сознание махаяны — путь бодхисаттв, которые признали, что материальный мир — творение их собственного ума, они раскрывают единое сознание (алая-виджняна). Здесь имеется в виду йогачара, которая представлена в Японии школой хоссо-сю.
7. Срединный путь, понимание своей нерождённости — Мадхъямака, признающая неотличимость материи от пустоты, определяющая два уровня истины и определяющее способы познания пустоты. Этот путь соответствует японской школе санрон.
8. Понимание единой природы сознания, всепронизывающей взаимосвязи явлений. Этот путь соответствует японской школе тэндай.
9. Понимание Высшего сознания дхармакаи. Этот путь соответствует японской школе кэгон.
10. Тантрическое видение абсолютно чистым умом, что соответствует школе сингон. 

Вобщем, японцы парни резкие, особенно у себя на островах, и поэтому не терпящие иного мнения. Как пример, славные монахи считали истинным только свое учение, а так как их религия включала принципы активной позиции по отношению к просветлению мира, то они, не смущаясь, брали в руки грабли и топоры, и шли внемлять соседний монастырь. Соседи в долгу не оставались и приходили с ответными визитами. Собственно конфликты случались даже в рамках одной секты (назначили не того настоятеля, привезли чай не той крепости и др.). Секты формировали вооружённые отряды монахов-воинов сохэй (яп. 僧兵) и на протяжении двухсот лет ходили в военные походы друг на друга, а также неоднократно сжигались оба монастыря.

Уже в тот период власть придержащие считали религию опиумом для народа и пытались подсадить на иглу мистицизма собственных крестьян и самураев. Помимо продвижения «опиума», монахам вменялось доносить на инакомыслящих и насаждать партийную идеологию. Из-за невозможности влиять на разрозненых отшельников власти демонстративно не признавали статуса ямабуси и подвергали их гонениям. В конце периода Нара в горы стали уходить и официальные монахи, недовольные коррупцией среди буддистов и их чрезмерным вмешательством в государственные дела.

В горах монахи-ямабуси практиковали медитации, чтение мантр, а также ряд боевых искусств, как Путь тантры… что помогало не только в просветлении, но и в банальной самообороне от нищих горных разбойников.

Большой + к репутации ямабуси добавляла хорошай организация их братства. Со временем многие духовные предводители-ямабуси стали получать высокие духовные чины в дворцовой иерархии, что, в свою очередь, усилило их политическое влияние.

В период Нанбоку-тё ямабуси собрались в особые отряды, и подобно шаолиньским монахам помогали императору Го Дайго в попытке свергнуть правление сёгунатa Камакура.

В период Сэнгоку ямабуси присутствовали среди советников при дворах и армиях практически всех владетельных японских правителей. Некоторые из них присоединились к Такэде Сингэну, чтобы помочь Оде Нобунага в борьбе против Уэсуги Кэнсин в 1568 году, тогда как другие, включая настоятеля Сэссаи Тёро, были советниками при дворе Токугава Иэясу. Многие сражались против Нобунага, который, разбив ямабуси, положил конец временам монахов-воинов.

Ямабуси практиковали ниндзюцу или ниндзя практиковали ямабуси-хейхо (которое сочетало в себе приемы рукопашного боя с разными видами оружия и без оного, а также методы партизанской и диверсионной войны), об этом история умалчивает. Интересно то, что многие кланы самураев ведут свои родословные от ямабуси, и с полсотни школ кэн-дзюцу выводили свои истоки от школы ямабуси-хэйхо.

Во время мира и междоусобиц Япония активно торговала с китайцами, корейцами и др. азиатскими народами. А в 1542 г. приплыли португальцы и др. европейцы.
В какой-то момент Токугаве надоел этот проходной двор и в 1641 он ввел политику Сако́ку (яп. 鎖国, буквально «страна на замке́»). Злые языки говорят, будто сегун решил монополизировать внешнюю торговлю, но это неправда. Добрый сегун радел за сохранение аутентичного Чань, т.к. последний пришел в упадок в связи с пришествием династии Цин и захватом Китая монголами. Сохранить не смог, зато трансформировал в Дзен.

22 июня 41 года ровно в 4 часа, без объявления войны Вобщем, в 41 году вышел этот строгий указ, а уже через 9 лет, в 1650 году Сэкигути Ясугокоро из Кисю создал школу «Явара» и начал обучать своих учеников специальным приемам страховки и самостраховки, он же ввел в джиу-джитсу новую форму тренировки — вольные схватки. Собственно «Явара» это название стиля дзю-дзюцу и обозначает в переводе с японского языка «мягкость, гибкость». Сам иероглиф «явара» (柔) имеет другое, более привычное нам прочтение — «дзю», и входит в состав иероглифа «дзю-дзюцу» (柔術) и «дзюдо» (柔道). Недаром еще в старой книге Куботы слово «yawara stick» уточняется в скобках (ju-do).
Явару, как оружие в виде короткой палочки, обозначают словосочетанием «явара-бо». В основном применялось японскими полицейскими для усиления рукопашных техник при нейтрализации дебоширов и преступников. Но явара не шла ни в какое сравнение с короткими дубинками ханбо, дзюттэ и др. приспособами для утихомиривания клиентов «кобан» (Кобан (яп. 交番) — участковое отделение полиции в Японии).

Впервые после Сакоку и Второй мировой о яваре написал в 1948 г. профессор Матсуяма, который, с присущей японам скромностью, именовал себя просто — «Явара-мэн».
Книга называлась по-простому — «How to Use the Yawara Stick».

How to Use the Yawara Stick book-small

Сама явара выглядела так

явара матсуямы-small

Image

Инструмент в его видении был скорее кастетом размером с пестик от европейской кухонной ступки (именно поэтому многие современные специалисты возводят явару к оружию кобудо, т.е. имеющего корни в сельскохозяйственных орудиях. Они просто не видели ступки японские… :) ).

Следующий этап развития — куботан г-на Куботы. Он короче явары и имеет кольцо для прикрепления ключей. В своей книге Такаюки Кубота отмежевается от явары и пишет буквально следующее: «Куботан не является маленькой яварой! Шихан Кубота развивает техники Куботан и не учит и не использует летальную Явару.»

  i049c  l (27)-small

На фото моя колекция яваро-кубатанов. Сам куботан на фото сверху.

DSC_0017

Отдельно стоит упомянуть Масааки Хатсуми. Он не создает новых приспособ, а демонстрирует старые\древние техники работы с Эда Коппо (явара).

Из гайджинов были тоже свои продвигатели.

Книжица «Defend Yourself: The First Book on Ketsugo» Hank Roberts, 1961, Magnum Publications, New York, 66 pages. Ketsugo included Judo, Karate, Ate-Waza, Aikido, Yawara, Savate and Jiu Jitsu. Ничего интересного на данный момент.

ketsugo-small

Аналогичная книжица вышла у Bruce Tegner «Method of Self-Defense: The Best of Judo, Jiu jitsu, Karate, Savate, Yawara, Aikido, Ate-Waza», Thor Publishing Company, 1969, страниц 127.

yawara2-small  20491076

Более интересна для нас книга «The Kashi-No-Bo Technique» Claude St. Denise, Key Publishing Company, 1964, 64 pages.

kashi-no-bo обложка

Очень любопытно читать рекламу.

kashi-no-bo-small

кликните по картинке для увеличения

Собственно Kashi-No-Bo переводится как дубовая палка. Техники вполне реальные.

kashinobo1 kashinobo2 kashinobo3

А также куча книг по использованию яваро-подобных предметов при самообороне (Chest Krone «The Womanly Art of Self-defense», N. Mashiro «Black Medicine — The Dark Art of Death» и «Black Medicine — Weapons At Hand» и др.)

Модернизаторы.
Donald Koz оставил размеры как у явары Матсуямы, но еще присобачил колечко для ключей как у Куботы, а также добавил темляк назвал Ronin. Получилось достаточно интересно, т.к. можно использовать не только как явару, но и как кистень.

ronin6

Особенно отличился Амнон Маор, создавший систему РБ КMМ (Krav Maga Maor), или КАМАМ. Им было придумано некое устройство hand-shock объединившее в себе кастет (тэккен) и ладонную палочку (явара).

2010090908Как заявляет Амнон Маор, эффективность хэнд-шока (hand-shock) обусловлена его специфической формой, позволяющей вызывать резкую боль при минимальном физическом усилии, без травмирования правонарушителя. Плюс в том, что в данное устройство возможно монтировать электрошокер и газовый балончик.

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай», Павел Николаевич Пискун

Первая часть (историко-обзорная) по корням явары в Индии.
Вторая часть обзор по Китаю.
Третья — Япония
Четвертая — базовые понятия и то, чего никогда не скажут о яваре.
Пятая — техника атэми-дзюцу (начало).
Шестая — тотальное преимущество, стратегия и тактика.
Седьмая — техника атэми-дзюцу (продолжение).
Восьмая — техника цуками- и кансэцу-вадза (захваты и болевые).
Девятая — техника кюсе-дзюцу (использование явары при работе по точкам).

 

Вас заинтересует \ Related posts