38М

Элемент Тэн-но-ката-Окудэн

Тэн-но-ката-Ура (сан-дан)

 Прошло довольно-таки много времени с публикации первой части статьи о практике Тэн-но-ката. За это время вы научились не только защищаться от одиночных атак, от двоек (рэн-цуки) и троек (санбон-цуки), но и научились планировать свои тренировки по ОФП (кроссфиту) и технике боя.

В Тэн-но-ката-Ура, 3-го уровня (сандан), вы научитесь эффективно использовать не только сбивы ладонями и подставки рук, но и блокировки атак, которые являются первым шагом к захвату инициативы в бою и переходом к ближнему бою. Блокировки – это ключ к болевым приемам и броскам в технике каратэ.

Также мы начинаем использовать новую тактическую схему «дзэнтай» на принципе «Ирими но хэйхо» (стратегии «входов»).

Прежде чем рассказывать об этой тактике, необходимо сделать лирическое отступление и прояснить основные концепции.

Линия атаки.

Эволюционно все жизненно важные органы человека укрыты защитными покровами: кожей, костями, мышцами, жировой прослойкой. Концепция «линии атаки» происходит из принципа атаки в центр тела (ось), где, как мы уже знаем, находятся жизненно важные органы. Мы не можем знать куда именно будет атаковать противник и это загоняет нас в тупик выбора: «в пузо или в морду» (С).

Линия атаки3

Линия атаки гияку-цуки

Линия атаки5

Линия атаки ои-цуки

Что сбивать, атаку в голову или в живот? Или в пах? Где держать руки, вверху или внизу? Эта проблема называется неопределенностью выбора. Зная вероятную зону атаки, мы можем легче ее защитить. Уход с линии атаки снимает неопределенность выбора наших действий, т.к. нам не нужно угадывать куда именно будет проводится атака. Мы убираем сразу все тело из под удара и можем сосредоточится на собственной атаке!

Линия атаки4

контратака с уходом

Мертвая зона.

Если бы нас всегда атаковали одиночным ударом, то было бы достаточно уйти с линии атаки и контратакой обезвредить противника, но, к нашему сожалению, у противника две руки и две ноги, которыми он может продолжить развивать атаку. В то же время, уже к нашему счастью, у человека суставы рук и ног не могут разгибаться в противоположную сторону.

Исходя из этих особенностей выделяют зоны:

  • боевую
  • мертвую.
Мертвая зона

Мертвая зона

В боевой зоне человек способен развивать максимальные усилия по отношению к своему противнику.

В мертвой зоне мы не можем толком ни схватить, ни ударить.

В традиционном каратэ защиты построены таким образом, чтобы выводить противника принудительно в мертвую зону. Например, защита правой рукой в виде учи-уке на правую атакующую руку ставит противника к вам мертвой зоной, перекрывая очередной удар противнику.

Линия атаки2

Учи-уке и мертвая зона

Защита правой рукой сото-уке выводит мертвой зоной уже левую руку.

Линия атаки1

Сото-уке и мертвая зона

В отличие от тактики «нобаси» (уход назад и проваливание противника с контратакой) тактика «дзэнтай» строится на принципе «санкаку» (треугольника), т.е. проходом в мертвую зону и атакой под углом к атаке противника. Правильное исполнение предполагает минимальное движение и максимальное использование «хёси» (тайминга). Ирими требует двигаться близко к противнику, а дзэнтай – не просто близко, а практически вплотную, как бы срезая края. Еще подобную тактику называют такэ-гири, «рубка бамбука».

Именно воздействие со стороны мертвой зоны позволяет применять вашу сильную сторону против слабой стороны противника.

Техника исполнения Тэн-но-ката-Ура немного меняется(!), также прорабатывается семь атак (левой рукой, потом — правой) и семь защит. Разница теперь не только в переносе внимания на промежуточные действия, но и в том, что мы выполняем движения вперед в зенкуцу-дати! Сольное исполнение (начинают с левой руки\ноги).

1. Ои-цуки-гедан в зенкуцу-дати;

2. Ои-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

3. Ои-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

4. Ои-цуки-дзедан в зенкуцу-дати;

5. Ои-цуки-дзедан в зенкуцу-дати;

6. Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

7. Маэ-гэри-тюдан в зенкуцу-дати.

Затем семь защит.

1. Гедан-барай + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

2. Учи-уке + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

3. Сюто-уке-тюдан + Гияку-нукитэ-дзедан в зенкуцу-дати;

4. Сюто-уке-дзедан + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати;

5. Агэ-уке + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

6. Сото-уке + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;

7. Эмпи-уке + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати.

Затем в той же последовательности отрабатывают бункай-ката в паре.

шизентай

Шизентай

Отметим, что все промежуточные положения начинаются с защиты ладонями, тэйшо-уке.

Позиция готовности «Шизентай» такая же, как и в предыдущей серии, т.е. центр тяжести вынесен чуть вперед и спроецирован на ударную поверхность коше (расстояние между пяткой и полом – лист бумаги), спина прямая, руки свободно опущены вдоль тела.

Стопы в рицудзене

Стопы в рицудзене

На уровне исполнения сандан ваша позиция уже должна вам приносить бонусы в виде стремительной атаки или уходов в мертвую зону. В отличии от стандартного подхода, где боец напрягается все мышцы для быстрого движения, в данном случае мы наоборот расслабляемся, и нас автоматически выбрасывает не только с линии атаки, но и в мертвую зону.

1. Атака: Ои-цуки-гедан в зенкуцу-дати; Защита: Гедан-барай + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати.

На уровне сандан акцент делается на тактику, где техника является только инструментом. Как уже писалось выше, мы реагируем уже не на удар, а на смещение центра тяжести (ЦТ) противника, т.е. еще до того как он ударит.

Промежуточное положение позволяет нам контролировать атакующую конечность ладонью (тэйшо-уке):

А) от разноуровневой атаки (в голову и корпус);

защита тэйшо-нагаси-уке

Тэйшо-уке-дзедан

тэйшо от низких атак

Тэйшо-уке-гедан

Б) от одноуровневой атаки (двойка по корпусу)

31М

Тэйшо-уке

32М

Эмпи-уке

или если мы не рассчитали угол атаки при выполнении «дзэнтай», то защиту с контратакой на входе. В данном случае гедан-барай становится нагаси-цуки в пах или мочевой пузырь противника.

с контр-атакой в пах

С контр-атакой в пах

Далее выполняем гедан-барай-уке, блокировку руки противника, выше его локтя и прижимая ее к корпусу. Основная задача не только заблокировать руку, но и вывести противника из равновесия, таким образом приобретая над ним контроль.

6М

Блок гедан-барай-уке (вид справа)

2М

Блок гедан-барай-уке (вид слева)

 После блокировки следует немедленный удар, мощный гияку-цуки в открытое место.

3М

Гияку-цуки

2. Атака: Ои-цуки-тюдан в зенкуцу-дати; Защита: Учи-уке + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати.

Отмечу, что атаки могут быть в разные уровни, но для бойца данная проблема снимается универсальностью техники, способной убирать неопределенность выбора.

33М

Промежуточное положение при учи-уке

Если мы не рассчитали угол атаки при выполнении «дзэнтай», то защита учи-уке становится ударом нагаси-цуки в голову или шею на входе.

90М

Нагаси-цуки

Выполняем учи-уке, блокируя руку противника выше его локтя и прижимая ее к корпусу. Основная задача не только заблокировать руку, но и вывести противника из равновесия, таким образом приобретая над ним контроль.

22М

Блокировка учи-уке

После блокировки следует немедленный удар, мощный гияку-цуки в открытое место.

3М

Гияку-цуки

3. Атака: Ои-цуки-тюдан в зенкуцу-дати; Защита: Сюто-уке-тюдан + Гияку-нукитэ-дзедан в зенкуцу-дати.

 Если мы не рассчитали угол атаки при выполнении «дзэнтай», то защита сюто-уке становится ударом нукитэ-нагаси-цуки в глаза или шею на входе, или если пальцы слабые то удар тэйшо в основание носа или в подбородок. Бонусы удара ладонью очевидны для каждого практика боевых искусств. Такой удар не только бьет основанием ладони в подбородок или в нос, но и может одновременно атаковать пальцами глаза.

33М

Нукитэ

 Выполняем сюто-уке, блокируя руку противника выше его локтя и прижимая ее к корпусу. Основная задача не только заблокировать руку, но и вывести противника из равновесия, таким образом приобретая над ним контроль.

21М

Блок сюто-уке

 После блокировки следует немедленный удар, мощный гияку-нукитэ-цуки в открытое место. Здесь у многих внимательных практиков возникает вопрос: раньше мы били нукитэ в подреберье, а теперь бьем в шею! Да, все именно так. Когда мы начнем изучать Тэн-но-ката с оружием (в частности с ножом), то многие вопросы сами отпадут.

45М

Нукитэ в шею

 Обратите внимание на идентичное промежуточные движения в защите гедан-барай-уке и сюто-уке. Разница только в том, что в форме гедан-барай атака Тори производится на разных уровнях, а в сюто-уке — на одном.

4. Атака: Ои-цуки-дзедан в зенкуцу-дати; Защита: Сюто-уке-дзедан + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати.

 В этой комбинации хочется отметить, помимо дистанции атаки, уровни атаки: защита отбивом предплечьем позволяет снизить уровень неопределенности выбора, т. к. перекрывает несколько уровней не используя дополнительных движений.

с контр-атакой в пах

Защита в промежуточном положении сото-уке

 Если мы не рассчитали угол атаки при выполнении «дзэнтай», то защита сюто-уке-дзедан становится ударом сюто-нагаси-учи в висок или шею на входе

 Выполняем сюто-уке, блокируя руку противника выше его локтя и прижимая ее к корпусу. Основная задача не только заблокировать руку, но и вывести противника из равновесия, таким образом приобретая над ним контроль.

46М

Блокировка сюто-уке

После блокировки следует немедленный удар, мощный гияку-цуки в открытое место затягивая руку противника к своему боку в хики-тэ.

59М

Атака цуки-дзедан

40М

Атака нукитэ-дзедан

5. Атака: Ои-цуки-дзедан в зенкуцу-дати; Защита: Агэ-уке + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати.

 Если мы не рассчитали угол атаки при выполнении «дзэнтай», то защита агэ-уке становится ударом нагаси-цуки в голову или удэ-цуки в шею на входе.

75М

Нагаши-цуки

Выполняем агэ-уке, блокируя руку противника выше его локтя и прижимая ее к корпусу и выталкивая вверх, ломя структуру тела противника. Основная задача выполнена: рука заблокирована, а противник выведен из равновесия, инициатива перехвачена.

Блокировка аге-уке

Блокировка аге-уке

 После блокировки следует немедленный удар, мощный гияку-цуки в открытое место.

3М

Цуки

6. Атака: Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати; Защита: Сото-уке + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати.

 Снова обращаем ваше внимание, что уровень атаки не столь важен, а это способствует снятию неопределенности выбора и дает нам преимущество в цикле Н.О.Р.Д.

 Если мы не рассчитали угол атаки при выполнении «дзэнтай», то защита сото-уке становится ударом нагаси-цуки в голову или шею на входе.

83М

Тэйшо

Выполняем сото-уке, блокируя руку противника выше его локтя и прижимая ее к корпусу. Основная задача заблокировать руку, вывести противника из равновесия, перехватить инициативу.

90М

Блокировка сото-уке

После блокировки — немедленный удар, мощный гияку-цуки в открытое место.

3М

Цуки

7. Атака: Маэ-гэри-тюдан в зенкуцу-дати; Защита: Эмпи-уке + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати.

 Чаще всего атака ногой является развитием атаки руками, поэтому разобрана классическая ситуация цуки-дзедан + гери-тюдан\гедан

103М

Тэйшо

104М

Эмпи-уке

В данной ситуации тэйшо-уке выполняет не столько роль защиты, сколько создание угрозы глазам и лицу противника, что заставляет его беречь голову и ослабляет стремительность и силу атаки.

 Если мы не рассчитали угол атаки при выполнении «дзэнтай», то промежуточное положение при эмпи-уке становится ударом ладони тэйшо со всеми вытекающими последствиями.

Выполняем эмпи-уке, блокируя ногу противника выше его колена и выдавливая ее в сторону, разворачивая к себе противника мертвой зоной.

106М

Эмпи-уке

После блокировки следует немедленный удар, мощный гияку-цуки в открытое место.

113М

Цуки

ВНИМАНИЕ! Это очень древний и опасный прием! При наработке соблюдайте осторожность и контролируйте силу!

Продолжение следует…

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай»

Павел Николаевич Пискун

Как научиться драться, используя технику Тэн-но-ката. Часть 1

Как научиться драться, используя технику Тэн-но-ката. Часть 2

Как научиться драться, используя технику Тэн-но-ката. Часть 3

Вас заинтересует \ Related posts