Управление спуском по праву может считаться наиболее важным и сложным элементом техники стрельбы. Поэтому именно изучение этого элемента требует использования надежных наглядных (схемы и рисунки) и словесных (грамотные объяснения) средств на этапе начального обучения.

Не вникая в нюансы разных способов управления спуском, рассмотрим простое и мало кем оспариваемое правило, изложенное в Наставлениях по стрелковому делу: «При нажиме на хвост спускового крючка давление пальца производить прямо назад». (В.М.Чайка, 1985 – с. 581). Простота предельно выверенных формулировок, используемых в наставлениях по стрелковому делу, обманчива — не так много находится не только стрелков, но и инструкторов и тренеров, вдумывающихся в те сложности, с которыми сопряжено выполнение этого, на первый взгляд, простого требования.

Так, слово «прямо» в этой фразе у большинства никак не ассоциируется ни с прямой линией, ни с теми последствиями, которые вызывают изменения направления приложения силы к спусковому крючку и отклонения вектора этой силы от прямой линии, параллельной стволу.

Но и после объяснения и понимания важности правильности (и точности) направления вектора нажима на спусковой крючок, у большинства обучаемых нет понимания тех биомеханических сложностей, с которыми сопряжено прямолинейное нажатие пальцем на спусковой крючок оружия – в обыденной жизни человек, как правило, не задумывается о том, что в суставах пальца возможны лишь вращательные движения, а любое прямолинейное движение обеспечивается сочетанием вращательных движений не менее, чем в двух суставах.

Не трудно понять, что если та часть пальца, которая нажимает на спусковой крючок, будет двигаться по дуге, она неизбежно будет давить на крючок в сторону, смещая в эту же сторону оружие. Что особенно заметно по результатам стрельбы пистолета. (Но для большинства начинающих стрелков — не во время выстрела, на чем остановимся подробнее в следующий раз – обсуждая обучение правильному взгляду на прицельные приспособления.)

Тем не менее, именно изучению этого элемента техники многие инструкторы не уделяют достаточного внимания, не задумываются (а то и не знают) сами и не объясняют ученикам, что незаметное отклонение давления на спусковой крючок в сторону, компенсируемое усилиями в удержании оружия, приводит к тому, что в момент спуска курка происходит резкое и быстрое, чаще всего незаметное глазу, движение в сторону равнодействующей компенсирующих сил. (М.А.Иткис, 1982) Недостаточная методическая проработка обучения основам техники в периоде начального обучения может приводить к тому, что, например, стрелки-спортсмены высокого уровня в периоды совершенствования ищут причины неудачных выстрелов в «дергании»,

применяют для выявления ошибок электротензометрию и т.д. (А.Я.Корх, 1975)

Кроме того, в последние годы стали весьма популярными рассуждения о том, что именно такими компенсирующими усилиями и достигается меткость. Как правило, это приводит в лучшем случае к кучной стрельбе с закрепленными единообразными ошибками, которые пытаются компенсировать внесением поправок в установки прицела, что недопустимо для боевого оружия.

Поэтому правильное объяснение мы начинаем с наглядного изображения — рисунка — той системы рычагов, которые непосредственно воздействуют на оружие, и места приложения сил: рукоятку пистолета и удерживающие ее ладонь и пальцы, спусковой крючок и нажимающий на него палец, расстояние от центра рукоятки (ось рычага) до ее краев (короткий рычаг), расстояние от центра рукоятки до спускового крючка (более длинный рычаг).

Так же наглядно и просто объясняется необходимость при медленной (прицельной) стрельбе для достижения максимального использования возможностей оружия полностью выжимать холостой ход, прекращать движение пальца перед выстрелом и дожимать спуск минимальным увеличением усилия и как можно более коротким движением. Дело не только в сложности точной координации движений в трех суставах пальца, обеспечивающей прямолинейное движение его крайней фаланги, но и в том, что спусковой крючок большинства пистолетов и револьверов движется на оси. То есть даже при полностью прямолинейном движении ногтевой фаланги указательного пальца в горизонтальной плоскости, та часть спускового крючка, на которую давит палец, движется относительно этой оси по дуге. При медленном прицельном выстреле мы это движение сокращаем так, чтобы эта дуга была как можно ближе к хорде.

Мелкие движения с высокоточной дифференциацией по силе и направлению, несомненно, требуют особых подходов как для их изучения, так и для развития психофизиологических качеств, обеспечивающих освоение таких движений.

Но и это лишь небольшая часть методических сложностей и трудностей, возникающих при обучении соблюдению всего лишь одного (напомню – речь все еще идет лишь о требовании давить пальцем вдоль ствола прямо назад) критерия правильности техники нажатия пальцем на спусковой крючок.

Отдельного, и очень интересного, описания заслуживает правильное использование зрения (а взгляд во время выстрела мы рассматриваем как ЭЛЕМЕНТ НАЖАТИЯ НА СПУСКОВОЙ КРЮЧОК). Об этом в нашей следующей публикации «На что смотреть во время выстрела».

инструктор Якубов Максим

 

Вас заинтересует \ Related posts