Если бы мы могли провести социологическое исследование среди поклонников боевых искусств, и попросили бы их ответить на вопрос «Зачем вы занимаетесь боевыми искусствами?» — то очень большое количество опрашиваемых ответили бы: «Чтобы защитить себя!» (ну, конечно – кто ж по доброй воле признается, что лупит мешок и тягает штангу для того, чтобы «опускать» лохов в подворотне?).

Этот (скажем честно, не совсем искренний) лозунг – «Боевые искусства предназначены для самозащиты» — очень востребован последние лет 100. Почему не совсем искренний? Да потому, что в обществе не принято говорить о том, что боевые искусства могут быть использованы для нападения. Хотя в реальной жизни такое происходит сплошь и рядом.

Так, военный специалист, владеющий каратэ, будет нападать первым и действовать на поражение — хотя, как мы знаем, одним из ключевых принципов каратэ является «Каратэ ни сэн тэ наси, каратэ ва сэн тэ нари» («в каратэ не нападают первыми – в каратэ бьют первыми»).  Оперативник правоохранительных органов, владеющий самбо, при задержании бандита также будет нападать первым, стараясь максимально жестко нейтрализовать преступника — хотя наше родное самбо вообще-то расшифровывается как «САМозащита Без Оружия», т.е. принцип предполагает действовать от защиты.

То есть, мы видим, что любое боевое искусство включает способы как защиты, так и нападения. Однако в целях «социальной адаптации» боевых искусств (чтобы лишний раз не драконить ранимые души правозащитников, и не навлекать на себя гнев «сильных мира сего») «атакующий» аспект принято затушёвывать. Необходимость такой адаптации продиктована нормальным чувством самосохранения. Разве все уже забыли про времена «запрета каратэ»? Или про то, как и почему пропало «боевое самбо» после Великой Отечественной?

Поэтому все обосновывают легальность и безопасность обучения боевым искусствам тем, что они «исключительно для самозащиты».

Часть 3. САМОЗАЩИТА.

В наши дни практически в любом серьёзном фитнес-центре или крупном спортивном комплексе мы можем встретить секцию самозащиты, или самообороны. Одни из них рассчитаны на всех желающих, другие «заточены» под определенную целевую аудиторию – «Самозащита для женщин», «Самозащита для детей», «Самозащита для белых воротничков».

Давайте спросим, чему их обучают на занятиях? При этом вопросе у людей загораются глаза: «Нас учат бить кулаками, ногами, локтями, коленями, головой, применять болевые и удушающие приемы, использовать травмирующие броски для полного уничтожения напавшего. Учат владеть подручными средствами, палками и ножами для эффективного убийства противника. Обучают правильным действиям с травматическими пистолетами при перестрелке!!!»

А зачем?

«Как это зачем? Чтобы надёжно и быстро уничтожить нападающего!!! А что? Что здесь не так? Что плохого?».

Стоп, люди – то ли вас в заблуждение ввели, то ли вы сами случайно берега попутали. Вы куда ходите-то? В секцию гражданской самозащиты или в школу армейского рукопашного боя для десантно-штурмовых бригад?

«Не так» в этих ситуациях то, что стратегическая задача военных – побеждать противника любыми средствами и любой ценой (иногда ценой собственной жизни! Ибо изначально закладываются 3-5% потерь личного состава. Хотите ли вы оказаться в этом проценте потерь?).

Стратегическая задача гражданской самозащиты — остаться целым, невредимым, жить долго и счастливо.

Под эти стратегические цели затачивается и техника, и тактика. Вроде бы рукопашный бой для силовиков и гражданских обязательно требует умения бить, бросать, ломать, рубить, резать, стрелять. Но! Военные и правоохранители имеют на это право, а гражданские ограничены требованиями Уголовного кодекса, регламентирующими пределы необходимой обороны. У силовиков задача устранить сопротивление вплоть до применения смертельной силы, и иногда ценой своей жизни, а у гражданских выжить, любой ценой.

В системе самозащиты для гражданских лиц  напротив, роль «физического» компонента может быть сведена к минимуму — здесь «рулят» умение правильно оценить угрозу, правильно вести себя, правильно разговаривать, вовремя уйти — а то и убежать, ведь древние китайцы не случайно в заключительной, 36-й из «Тридцати шести стратагем» написали: «Бегство – лучший приём».

Плохо то, что в подавляющем большинстве секций обучают только технике, а техника без тактики работает 50\50, то ли сработает, то ли нет. Ни о какой тактике, ни о каком правовом ликбезе на этих курсах речь вообще не идет. Я-то раньше наивно думал, что необходимость преподавания таких дисциплин на курсах самообороны — это очевидность для всех. Однако ж, нет. В своё время меня до глубины души поразил один инструктор, преподававший что-то типа «русского стиля». Так вот – этот «специалист», не потрудившись хоть как-то адаптировать армейский рукопашный бой для целей гражданской самозащиты, с умным лицом обучал домохозяек и пенсионеров обучал приемам использования ножа против автомата. С «финальным аккордом» в виде перерезания горла противнику. Нормально?

Вот и я думаю, что ненормально. Вход в ближний бой с причинением противнику летальных повреждений ну никак не может лежать в основе обучения гражданской самозащите. Напротив  — первоочередной задачей в данном случае будет являться умение в конфликтной ситуации держать безопасную дистанцию — ту, с которой тебя не достанут неожиданным ударом рукой, ногой, ножом и т.д. То есть — ту самую дальнюю дистанцию, о которой сказано так много в этой статье.

ПОСТСКРИПТУМ.

Следует ли после прочтения этой статьи пересмотреть приоритеты, и сосредоточиться над работой с дальней дистанции? Ну конечно же, нет! Любой серьезный стиль боевых искусств должен обеспечивать бойцу возможность работать на ЛЮБОЙ дистанции. Миямото Мусаси давным-давно написал: «Самурай не должен зависеть от длины своего меча».

Является ли 46-я из «48 песен багуачжан» аксиомой, которая категорически запрещает бойцу делать захваты? Опять-таки – нет! Один из двух старших учеников Дуна Хайчуаня, Чэн Тинхуа – был борцом. Один из мастеров Лянши багуачжан, Чжао Даюань – прекрасно владеет циньна. Багуачжан ведь, как уже было сказано, стиль-апгрейд – и «апгрейдить», как показывает практика, можно всё, что угодно – борьбу, циньна (бокс и муай-тай, подозреваю, тоже можно). Если человек умеет классно бороться, или применять болевые приемы, или умело драться локтями в клинче – конечно же, он не должен отказываться от этого.

Преимущества нужно использовать, от недостатков следует избавляться.

Не нужно крайностей, не стоит зацикливаться на умении работать только на ближней или только на дальней дистанции. Учитесь пользоваться всеми возможностями, но помните: «Всему своё место и своё время». Просто нужно постоянно и чётко различать эти «места» и «времена», и не забывать, что если на вас прёт здоровенный 150-килограммовый бугай, или окружает группа, или какой-нибудь отморозок, роняя пену, истерично размахивает ножом – то ПРАВИЛО НОМЕР ОДИН: ДЕРЖАТЬ ДИСТАНЦИЮ!

И да пребудет с вами Сила, здоровье, радость и счастье в личной жизни!

старший инструктор РСОО ПРБИ «Тойквай»,

А. А. Норинский.

Часть первая. Дун\техника.
Часть вторая. Апгрейд\тактика.
Часть третья. Самооборона\стратегия.

Вас заинтересует \ Related posts