Добрый час, свободная минутка!

Переходим к третьей из «Тридцати шести песен багуачжан».

Будет большое предисловие. С чего хочется начать? Как уже было сказано, в первых двух песнях изложены основные требования к положению-работе рук-корпуса, выполнение которых позволяет нам прикрыть практически все уязвимые места на уровне «голова-корпус». Остается вопрос – как прикрыть уязвимые места на уровне «бёдра-стопы». Иными словами – как обеспечить защиту ног?

Выбор способов защиты практически всегда определяется способами нападения. Давайте подумаем о том, как, в современных условиях, могут быть атакованы наши ноги? Уверен, что большинство наших читателей уверенно ответят – лоу киком! Да, действительно, наиболее распространенной атакой по ногам в современных спортивных системах является именно круговой удар стопой или голенью в бедро. Как от него защищаться – тоже всем известно: это либо «тайский щит» (подъем колена вверх и подставка голени под удар), либо перенос веса на атакуемую ногу и напряжение мышц бедра. То есть, по факту, для обеспечения нам достаточно накачки и набивки ног.

Люди, которые не ограничиваются рамками спорта, и знакомы с различными системами самообороны и рукопашного боя, смогут продолжить логический ряд атак по ногам, например, ударом стопой в колено и ударом носком по голени. Это уже опаснее: кости голени не накачаешь, а колено – не набьешь. Поэтому надо искать какие-то другие варианты защиты.

В старом Китае ситуация очень сильно осложнялась тем, что бить по ногам ногами было совсем не обязательно. Я уже обозначал своё имхо – всё старое ушу представляло собой преимущественно оружейные системы. Поэтому считалось хорошим тоном в самом начале поединка рубануть противника по ноге мечом/алебардой, или ткнуть-резануть ногу копьём – а потом уже добивать его: он уже никуда не убежит, и не сможет защищаться перемещениями.

…В 80-е годы, когда мы только начинали заниматься ушу и каратэ (и делали это в основном по книгам и «фильмам про кунг-фу») – у всех вызывало искреннее недоумение наличие в восточных единоборствах «стоек на одной ноге». «Зачем в бою стоять на одной ноге?» — мучительно размышляли тысячи каратистов и ушуистов. Объяснения придумывались самые разнообразные. Например, в старом, «аутентичном» фильме «Karate Kid» («Мальчик-каратист», не тот, что с сыном Уилла Смита и Джеки Чаном – а гораздо более ранний) такое положение трактовалось как «исходное положение для удара ногой в пах». В финальном поединке главный герой, как водится, поначалу сильно огребает от главного злодея. Потом его торкает, он вспоминает уроки наставника-японца, становится в «стойку журавля на скале» — и злодей очень удачно наскакивает своим пахом на болтающуюся в воздухе ступню главного героя. The Win! Победа!

На самом же деле, все эти «Золотые петушки на одной ноге» (dulibu) и «Журавли на скале» (gankaku) – это никакие не стойки, а как раз способы быстро убрать ногу из-под удара клинком или древком.

Но есть проблема: мы можем успеть убрать переднюю ногу – но противник будет атаковать заднюю, опорную (благо, длинный меч, копьё и алебарда это вполне позволяют). Что делать в этом случае? Остается один вариант: защита перемещениями – шагами или даже бегом. ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НОГИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МОБИЛЬНЫМИ.

Именно поэтому основным тренировочным упражнением в багуачжан является ходьба по кругу (tang ni bu).

Что хочу сказать про ходьбу по кругу. Первое, и самое важное: таннибу – это ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ!!! С его помощью тренируются, упражняются, практикуют, вырабатывают в теле необходимые качества. ИМ НЕ ДЕРУТСЯ!!! Не надо «расшифровывать» таннибу, придумывать его «боевое применение» — особенно из серии «Таннибу – это способ зайти противнику за спину». Не получится ему таким манером за спину зайти, сказки это, для маленьких детей.

Мы же не ищем «боевое применение» жима штанги от груди, или приседа со штангой? (Это я привожу понятные примеры тренировочных упражнений). Да, безусловно – можно «расшифровать» жим штанги как отжимание противника от себя в партере, а приседание – как способ подсесть под противника, поднять его над головой и изо всей силы шмякнуть оземь. Но мы почему-то этого не делаем. Мы чётко знаем, что «поднять и шмякнуть» — это удел сказочных богатырей. А мы с вами, как говорится, «не в сказку попали» — поэтому с помощью упражнений со штангой мы развиваем силу, и силовую выносливость. А для того, чтобы драться – используем совсем другие движения и техники.

Вот точно так же и с таннибу — не нужно искать его прикладной смысл.

Продолжение следует…

старший инструктор РСОО ПРБИ «Тойквай»,
А. А. Норинский.

36 песен багуачжан. Часть 0: Вместе весело шагать…
36 песен багуачжан. Песнь 1.0: Тело в дело.
36 песен багуачжан. Песнь 2.0: Руки крюки…
36 песен багуачжан. Песнь 2.1: Руки крюки и ножи.
36 песен багуачжан. Песнь 3.0: Ходит песенка по кругу.
36 песен багуачжан. Песнь 3.1: Баланс.

Вас заинтересует \ Related posts