Песнь третья.

Внутренней ногой прямо шагай.
Идешь вперед — словно большой жернов толкаешь.
Колени согни, поясницей и стопами ноги крути.
Смотри во все стороны, баланс не теряй.

  1. «Внутренняя нога шагает прямо». Это очень важное требование. Принято считать, что багуачжан — это «стиль, в котором непрерывно вращаются» (об этом распространенном штампе я уже писал). Вращение тела, естественно, обеспечивается работой ног — начиная от ступней, когда одна стопа шагает носком наружу, в вторая заворачивается носком внутрь (такая пара шагов называется байбу-коубу). Вследствие этого сформировалось мнение, что при ходьбе по кругу в багуачжан также используются именно эти два шага — внутренняя нога шагает носком наружу (байбу), внешняя — носком внутрь (коубу). Так вот: это неправильно. Шаг внутренней ногой — это обычный человеческий шаг, при котором нога шагает носком вперед, и колено сгибается естественным образом — вперед и вниз. Если при ходьбе по кругу носок внешней стопы разворачивать наружу — то неизбежно начнутся косяки в работе колена: грубо говоря, человек начнет ходить внутренней частью колена вперёд. При системной, длительной ходьбе по кругу (обычное китайское требование — это минимум полчаса-час ежедневных упражнений) колени неизбежно начнут деформироваться и разрушаться. Поэтому — никаких «байбу» при выполнении таннибу: стопа внутренней ноги ставится только прямо, колено внутренней ноги сгибается только естественным образом.
  2. Но если шагать прямо — как же тогда получится круг? А круг получится за счет работы стопы внешней ноги, носок которой заворачивается внутрь: это действительно шаг коубу. За счёт такой работы ног (внутренняя стопа — прямо, внешняя стопа — внутрь) практикующий действительно начинает напоминать человека, вращающего жернов. Вот только не надо говорить, что, мол, багуачжан — это стиль для неграмотных крестьян. Многие великие герои крутили жернов — те же Конан или Волкодав. Так что реально багуачжан — это стиль великих воинов Very Happy .

Ну и, конечно же, сразу возникает вопрос — а нельзя ли соорудить на приусадебном участке большой жернов, и приспособить его для отработки таннибу? Ответ: можно — но особого смысла это не имеет. Дело в том, что для ног реальное толкание ворота никаких бонусов не даёт, а в руках при такой работе нарабатывается одна-единственная сила — пэн-толкание. Это хорошо, но одним толканием в бою жив не будешь. Поэтому, как однажды выразился мой старший братец: «тренажёр Конана — не есть гуд: один упражнений — один цзир! Лучше много работы с разным оружием — сразу много цзир!». Сказано не совсем по-русски — но, думаю, смысл понятен.

  1. «Колени согни». Тут, думаю, всё понятно. Во-первых, согнутые колени повышают нашу устойчивость, обеспечивают сохранение баланса (смотри окончание песни). Если кто-то из читателей еще не обзавёлся личным авто, и продолжает ездить на общественном транспорте – прекрасно знает, что когда троллейбус преодолевает выбоины и колдобины на наших русских дорогах – то для того, чтобы не упасть – прежде всего надо согнуть колени и опустить вниз центр тяжести. Во-вторых, сгибание коленей – это неотъемлемый элемент подседания, одного из четырех уже известных нам способов вложения тела в удар (подробнее о способах вложения тела читаем здесь: http://toyakwai.forum2x2.ru/t49-topic ). Способом усиления удара является также и обратное движение, то есть разгибание коленей (которое, разумеется, невозможно без предварительного их сгибания). Существует такая народная боксёрская поговорка: «Боксёр бьёт ногами». Это не означает, что боксёр в бою будет активно раздавать лоукики и пендали. Это означает, что сила удара зарождается в ногах. Раз уж речь зашла о боксе – рекомендую посмотреть небольшой ролик от Алексея Львовича Фролова «Несколько слов о советской школе бокса»: https://www.youtube.com/watch?v=kJvXo9EDKdY . Начиная с 2.00, там как раз кратко рассказывается о работе тела-ног в боксе – очень интересно послушать.
  2. «Поясницей и стопами ноги крути». Вот это штука интересная: обычно принято говорить, что всеми движениями тела управляет поясница. Хотя, на мой взгляд, это грубый косяк перевода: движением рулит никакая не поясница, а таз, тазовая область, включая и кости таза, и окружающие таз мышцы, в том числе ягодичные (по-простому – жопу; есть еще одна боксёрская поговорка, на сей раз украинская, когда-то озвученная Владимиром Скичко: «Биты трэба сракою»), ну и возлюбленный ушуистами «нижний даньтянь» туда включается, куда ж без него. Так вот – мало того, что движениями ног (то есть голеней, коленей и бёдер) сверху рулит таз, так еще и снизу ноги движутся-крутятся за счет активной работы стоп.
  3. «Смотри во все стороны». Еще один важный и интересный момент – поскольку рекомендация «смотреть во все стороны» на первый взгляд противоречит первой песне, в которой, как мы помним, сказано «глаза сосредоточенно смотрят в пасть тигра». Тем более, что сосредоточение взгляда в одной точке существенно усиливают «медитативные эффекты» — в том числе знаменитый багуашный глюк, когда «деревья за тобой гонятся» Laughing . Поэтому некоторые «адепты» весьма склонны к излишней концентрации взгляда, и зацикливанию на ней.

Тем не менее, мы прекрасно понимаем, что в драке (особенно, еще раз напомню, в массовой драке) концентрация взгляда может привести к серьезным неприятностям:  сосредоточишься на одном – тут же прилетит от второго и третьего. Поэтому третья песня однозначно говорит о важности периферийного зрения, и контроля максимально возможного пространства вокруг бойца. Поэтому – смотрим во все стороны сразу. Встречается вариант перевода песни, в котором сказано «смотреть на три стороны» — то   есть, как минимум, контролировать взглядом центральную линию, а также пространство слева и справа (пространство сзади без открытия «третьего глаза», увы, контролировать будет затруднительно). Но «три направления» — это всё-таки маловато, потому что в определенных условиях вражина может выползти из подвала, или спрыгнуть сверху. Поэтому – смотрим ВО ВСЕ стороны.

  1. «Баланс не теряй». Вот такая короткая рекомендация, без каких-либо подробностей. Вроде бы, требование удержания равновесия, баланса является очевидным – поэтому начинающие часто не дочитывают третью песню до конца, торопясь перейти к более интересным вещам. Тем не менее, надо помнить, что баланс – один из краеугольных камней любого боевого искусства: его отсутствие не позволяет, как правило, ни нанести удар, ни провести бросок, ни эффективно защититься от атаки. Поэтому одно из основных правил парной работы в ушу гласит: «свой баланс сохраняй и поддерживай, чужой – любыми способами разрушай».

А для того, чтобы уметь эффективно сохранять баланс в любых ситуациях – его нужно целенаправленно натренировывать. Во-первых, потому, что чувство равновесия у разных людей развито в разной степени – все мы знаем, один с детства всегда твердо стоит на ногах, второй – падает на ровном месте. Во-вторых, уличные ситуации очень часто связаны со всякими неприятными обстоятельствами, осложняющими удержание равновесия – гололед, грязь, состояние алкогольного опьянения. Про ухудшение чувства равновесия после первого же хорошего прилёта в нашу многострадальную голову вражеского кулака я уже молчу – это само собой разумеется. Так что – всемерно тренируем вестибулярку.

Third song is over.

 

Продолжение следует…

старший инструктор РСОО ПРБИ «Тойквай»,
А. А. Норинский.

36 песен багуачжан. Часть 0: Вместе весело шагать…
36 песен багуачжан. Песнь 1.0: Тело в дело.
36 песен багуачжан. Песнь 2.0: Руки крюки…
36 песен багуачжан. Песнь 2.1: Руки крюки и ножи.
36 песен багуачжан. Песнь 3.0: Ходит песенка по кругу.
36 песен багуачжан. Песнь 3.1: Баланс.

Вас заинтересует \ Related posts